Один на один с браузером

Дата публикации: 01.07.2011 00:05
11 027
Время прочтения: 6 минут
Автор
Источник
Banki.ru

Клиенты банков иногда жалуются, что временами не могут подключиться к системе ДБО, используя свой любимый интернет-браузер. Сложнее всего в этом плане юридическим лицам, но и граждане на 100% не застрахованы от проблемы. Портал Банки.ру выяснил, что обычно мешает корпоративным и частным клиентам и есть ли свет в конце браузерного тоннеля.

О грустном

Не так давно известный в Сети персонаж под ником Drugoi написал в своем ЖЖ «о грустном». О том, что на дворе 2011 год, а «как-бы-лучший интернет-банк в России до сих пор не понимает, что такое браузер Safari, и предлагает установить Internet Explorer версии 8. На Маке, ага».

Речь идет о приложении «Интернет-Банк» для юридических лиц, используемом клиентами Альфа-Банка, и о компании Microsoft, которая уже давно не выпускает интернет-браузеров, совместимых с компьютерами Apple iMac. Последним браузером Microsoft, который можно было установить на «персоналках» фирмы Стива Джобса, был Internet Explorer версии 6, созданный в 2001 году.

Браузерная проблема, с которой столкнулись юрлица — клиенты Альфа-Банка, не на шутку заинтересовала обычных пользователей самых разных систем интернет-банкинга. На форумах появились слухи о том, что всей браузерной политикой банков руководит российский Центробанк, который доверяет только одному браузеру — от Microsoft.

Как пояснил Банки.ру Станислав Хоменко, первый заместитель коммерческого директора компании BSS, лидирующей по количеству проданных российским банкам систем интернет-банкинга, ЦБ не ограничивает кредитные организации в выборе браузеров для интернет-систем. Все возможные ограничения заложены в стандарт информационной безопасности.

Хоменко уточнил, что сейчас все производители прикладного программного обеспечения стремятся сделать свои решения кросс-платформенными — иначе говоря, совместимыми с разными операционными системами и написанными под них приложениями. Если же систему дистанционного обслуживания оптимизировать под конкретный браузер, это позволит добиться максимальной производительности, но лишит решение гибкости, сделает его менее универсальным.

Тем не менее проблема с доступом к ДБО через конкретный браузер, даже тот, который система интернет-банкинга поддерживала изначально, может возникнуть. По той простой причине, что браузеры время от времени обновляются и порой изменения бывают достаточно серьезными для того, чтобы вызвать сбой в работе банковского приложения.

По оценкам Хоменко, обновление системы интернет-банкинга может задерживаться относительно выпуска новой модификации браузера на неделю или даже на два месяца. В этом случае возможность подключиться к ДБО с помощью альтернативного браузера окажется незаменимой.

Не родись «юриком», родись счастливым

В банках, как выяснилось, хорошо знают о браузерных проблемах. И решают их в соответствии с приоритетами. При этом последние явно не на стороне корпоративных клиентов.

«Если физическое лицо может поставить себе на компьютер любой браузер, то бухгалтер обычно работает с тем программным обеспечением, которое ему установил IT-отдел, — объясняет директор по развитию электронных услуг Альфа-Банка Владимир Урбанский. — А сотрудник техотдела крайне редко ставит операционную систему Mac OS от Apple на компьютеры сотрудников бухгалтерии или тех, кто имеет доступ к «Интернет-Банку». Именно поэтому для розницы поддержка многих браузеров была актуальна изначально, а для корпоратиного банкинга она только назревает».

Проблема с интернет-банкингом для корпоративных клиентов, очевидно, еще не назрела, поскольку большинству юридических лиц до сих пор рекомендуют пользоваться конкретной версией браузера компании Microsoft.

«Юрлицам для работы с нашим интернет-банкингом необходимо использовать Internet Explorer IE 4.0 и выше», — подтвердил начальник управления дистанционных каналов обслуживания Барклайс Банка Илья Демин. Система интернет-банкинга Нордеа Банка для юридических лиц, как и во многих других банках, поддерживает только Internet Explorer и только x86-вариант приложения (версию для компьютеров на процессорах с так называемой интеловской архитектурой).

Надо отметить, что браузерная проблема касается как собственных разработок банков, так и покупных программных продуктов.

Начальник отдела сопровождения ДБО АМТ Банка Александр Туголуков, комментируя ситуацию с системой для юридических лиц, рассказал, что соответствующее банковское приложение «Офис Онлайн» работает на ОС семейства Windows. Из браузеров поддерживается только Internet Explorer версий с пятой по восьмую.

Разбираться с браузерами проще сообща

Заранее разобраться со всеми браузерными сложностями можно только на бумаге или на словах. В действительности знак качества системе ДБО можно ставить лишь после того, как ее протестировало большое количество реальных клиентов, использующих компьютеры с разными операционными системами и браузерами.

От проблем не застрахован ни один банк. Ни сверхконсервативный, ни сверхпродвинутый, такой как, например, ТКС. «Ваш браузер не поддерживается, установите какой-либо из поддерживаемых браузеров: Google Chrome, Mozilla Firefox, Internet Explorer 8», — такие рекомендации читали тестеры обновленной не так давно системы ДБО банка Тинькова*.

Клиенты ТКС быстро выяснили, что и с указанными браузерами не все в полном порядке. «В Chrome тоже не все гладко. Любое нажатие кнопки «Назад» выкидывает на главную страницу и выдает ошибку: «Вы не можете авторизоваться в данном окне браузера. Закройте все окна вашего браузера и попробуйте снова», — жаловался клиент под ником Maxxik. И спрашивал: «Интересно, под какие браузеры пилили? Под «Сафари» только, чтоб начальству и дизайнерам красиво было?»

Форумчанин budora негодовал в свое время, что подключаться к «Сбербанку ОнЛ@йн» с помощью браузера Opera у него получается не всегда и приходится пользоваться приложением Internet Explorer версии 7, но в один прекрасный момент и там стало «глухо». Ему порекомендовали не мучиться и установить Internet Explorer девятой версии.

Хорошо, если это можно сделать. Поклонники компьютеров Apple, как уже говорилось, не могут себе позволить роскошь в виде майкрософтовского браузера, если не купили лицензию на операционную систему Windows и специальную программу от фирмы Parallels. Мало того, с другими браузерами у «маководов» также возникают сложности. «На Mac OS ни в каком браузере не работает «Интернет-Банк», — огорчился клиент Росбанка iusik.

Банки проблемы не только видят, но и слышат

Руководитель центра качества и стандартизации Бинбанка Татьяна Ивашнева рассказала, что специалисты банка чаще всего сталкивались с ситуациями, когда у пользователя отключена поддержка Java. Но это, по словам Ивашневой, «легко диагностируется» и «просто решается» службой поддержки Бинбанка по телефону.

Начальник управления технических средств Нордеа Банка Кирилл Милейшев отметил, что основные проблемы валятся на службу техподдержки, когда клиенты меняют версии браузера Internet Explorer. У юрлиц трудности возникают, если у пользователя системы «Интернет-Банк» нет администраторских прав для первичной установки или обновления компонентов ActiveX.

По мнению Александра Туголукова, в проблемах с подключением к системе ДБО обычно виноват сам пользователь, который что-то переустановил, удалил, не настроил браузер согласно инструкции, не заметил, как истек срок выданного ему банком сертификата и т. д. Нередко ответственность лежит на провайдере, предоставляющем клиенту доступ в Интернет.

Илья Демин вспомнил, что в свое время, когда только-только появились на рынке iPhone и ноутбуки MacAir с браузером Safari, IT-отдел банка не мог протестировать совместимость своего приложения с браузером в силу того, что в банке попросту не было нужных устройств. А у VIP-клиентов модные гаджеты были.

Больше браузеров — меньше дыр

Эксперты по безопасности считают, что мультибраузерная система интернет-банкинга по природе своей лучше защищена. «Такая система готова к любому сценарию, поскольку нет специальных ожиданий относительно того, что установлено на стороне клиента», — пояснил ведущий консультант компании Trustwave Андрей Рогожин.

«Проблемы с поддержкой разных браузеров были актуальны лет пять назад. Сейчас разработка ведется с помощью инструментов, которые изначально поддерживают все браузеры, — уточнил генеральный директор компании APL (специализируется на оказании услуг по защите данных) Михаил Кондрашин. — Другое дело, что в этих средствах разработки есть свои слабые места».

Кондрашин полагает, что количество уязвимостей, которые хакеры находят в браузере, зависит от популярности последнего. Когда-то самым «дырявым» по праву считался Microsoft Internet Explorer. Затем с распространением браузера Mozilla Firefox заметно увеличилось и количество эксплуатируемых злоумышленниками в нем дыр. Популяризация приложений Google Chrome и Apple Safari сделала и их весьма интересными для киберпреступников.

Леонид ЧУРИКОВ, Banki.ru

*16.02.2024 признан в РФ иностранным агентом и внесен в реестр иностранных агентов.

Читать в Telegram
telegram icon

Комментарии

0
Скрыть
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

galay
01.07.2011 07:37
Странная статья. И Другой тоже странный. Почему банк должен оптимизировать свою систему под браузер, которым пользуется меньше 1% его клиентов? Это затратно финансово, это затратно по безопасности.

Яблоководы все странные.
о компании Microsoft, которая уже давно не выпускает интернет-браузеров, совместимых с компьютерами Apple iMac. Последним браузером Microsoft, который можно было установить на «персоналках» фирмы Стива Джобса, был Internet Explorer версии 6, созданный в 2001 году.

Это не майкрософт не выпускает браузеры, а Эйпл не хочет включать поддержку Экплоера в свою ОС.

Больше браузеров — меньше дыр

Эксперты по безопасности считают, что мультибраузерная система интернет-банкинга по природе своей лучше защищена

Интересно, с каких это пор универсальная система лучше специализированной? У каждого браузера свои уязвимости, свои дыры. Больше браузеров - больше дыр. Нужно держать кучу высококласных специалистов по каждому браузеру.
0

olger
01.07.2011 09:55
Конечно, зачем банк вобще должен что-то оптимизировать для клиентов - и так пойдет.
А знаете почему таким браузером пользуются 1% клиентов этого банка? Потому что все остальные пользователи с "неправильным" браузером обслуживаются в других банках, которые не скупятся на высококлассных специалистов.
Я сам не стал клиентом двух банков только потому, что интернет-клиент у них был строго на MS InternetExplorer. Думаю, что это не единичный случай.

P.S. Пользователем и апологетом продукции Apple я не являюсь, но и Microsoft IE у меня тоже нет
0

sheril
01.07.2011 10:23
Я тоже считаю, что система, которая хороша для домохозяек и геймеров не обязательно хороша для интернет-банкинга. И нет ничего хорошего, когда браузер является неотъемлемой частью ОС (я сейчас про Win+IE, а не про ChromeOS). Пользуюсь линуксом и для работы, и для развлечений, и для интернет-банкинга. Удобно и безопасно. Банки, с ДБО, заточенным под IE идут лесом.
0

bigbag1983
01.07.2011 14:19
Почему банк должен оптимизировать свою систему под браузер, которым пользуется меньше 1% его клиентов?


Может потому что маководы как правило более обеспеченные люди, соответственно и прибыль с них будет гораздо более 1%?

Интересно, с каких это пор универсальная система лучше специализированной?


С начала времён, если конечно это именно универсальная система, а не набор хаков под разные браузеры.
0

mitac
01.07.2011 21:17
Выбирать себе банк по принципу "Банки, с ДБО, заточенным под IE идут лесом." как минимум странно, а как максимум глупо.
Банки выбираются ведь те, сотрудничество с которыми выгодно финансово - выгодные кредитки, выгодные депозиты, выгодные курсы обмена и т.д.
Если вы заинтересованы в банке, вы найдете вариант. Банкинг имеет стандарты, и можно только пожалеть маководов, линуксоводов и прочих альтернативно одаренных граждан общий вес которых среди клиентов не превышает 1-го процента.
Будут затраты окупаться, будет оптимизировано и под Оперу, и под Сафари, и под Аврору, впрочем... желающие могут проявить инициативу и оплатить
0

Обучение

Материалы по теме