Почему Россию покидают инвесторы

Дата публикации: 15.07.2011 00:05
4 595
Время прочтения: 5 минут
Источник
Banki.ru

Российские банки получили рекордную прибыль и вот-вот достигнут докризисного уровня инвестиционной привлекательности. При этом приток вкладов населения замедляется, иностранные инвесторы уходят из России вместе со своими деньгами, а чрезмерный рост кредитования грозит надуванием «мыльных пузырей». Обо всем этом и о многом другом шла речь на XVI Санкт-Петербургской международной банковской конференции.

В этом году конференция проходит в несколько ином формате и статусе. Если в течение 15 лет она называлась всего лишь Северо-Западной, то теперь получила международный статус, прописку в недавно реконструированном фешенебельном отеле «Коринтия» на Невском проспекте и увеличившееся количество участников. В нынешнем обновленном виде на этой конференции вполне уместно было бы обсуждать успешный выход из кризиса, растущую прибыль и прочие позитивные вещи. Однако, судя по настроению выступающих, проблем перед российской банковской системой стоит не меньше.

Об этом с места в карьер начал рассказывать председатель комитета Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению Дмитрий Ананьев. Выступая сразу же после приветственного слова участникам конференции президента Промсвязьбанка Артема Констандяна, он отметил, что, несмотря на значительное количество положительных факторов в российской экономике, существуют и «вопиющие» вещи. Среди таковых он назвал высокий уровень инфляции. По мнению Ананьева, в этом году ее цифры будут близкими к двузначным. «Это рукотворная ошибка», — подчеркнул он. Также он обратил внимание на отток капитала из России. «Ряд иностранных инвесторов «проголосовали» за выход, — сказал Ананьев. — А из привлекательных направлений инвесторы не выходят». По его словам, за январь — май отток капитала составил рекордные 35 млрд долларов, что при нынешних ценах на нефть просто удивляет. Он считает, что этот «феномен» зависит во многом от недоверия инвесторов к российскому бизнесу, связанного с выборным процессом.

Директор департамента лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России Михаил Сухов был настроен более оптимистично. В своем выступлении он заявил, что по итогам первого полугодия года российские банки показали рекордную прибыль — до налогообложения она составила 444 млрд рублей, включая данные Сбербанка. По его прогнозу, к концу декабря банковский рынок достигнет показателей докризисного 2007 года, а по итогам первых шести месяцев прибыльными оказались 910 кредитных организаций. На позитивный лад настраивает и структура банковских доходов. Заметный рост в ней показывают проценты от выданных кредитов: если до кризиса их доля составляла 40%, то сейчас — 50%. Снижается доля прибыли, полученной от валютных операций: до кризиса в структуре доходов российских банков она была 35%, теперь — только 26—28%. «Это знаковая составляющая развития», — подчеркнул Сухов.

Вместе с тем он отметил и возможность возникновения определенных рисков. В частности, связанных с ускорением роста кредитования и банковских активов в целом. В прошлом году темпы роста и кредитования отставали от роста ВВП, а в нынешнем, если объемы займов будут соответствовать прогнозному показателю в 25%, банковские активы вырастут быстрее экономики. В случае увеличения банковских активов свыше 30% ситуация может оказаться в сфере принятия регулятивных решений Центробанка. До кризиса, к примеру, рост активов превышал увеличение ВВП в два раза, а это, по мнению Сухова, может привести к формированию системных рисков. Он указал также, что рост активов и кредитов не должен создавать «мыльных пузырей». Раньше «пузыри» надувались в инвестициях в недвижимость и от перегрева рынка ценных бумаг, а сейчас они могут возникнуть в сфере сомнительных венчурных проектов.

Сухов обратил внимание на то, что особенно жестко регулятор собирается действовать в плане фальсификации отчетности. По его словам, уже много лет обсуждается возможность введения уголовной ответственности за «рисованную» отчетность, но еще никто из банкиров не был наказан должным образом за «это безобразие». «Недостоверная отчетность — это не легкий насморк и не ошибка бухгалтерии!» — заявил он.

Сухов указал также, что во многих странах сформированы списки системообразующих банков, которые находятся под специальным надзором регуляторов. В частности, в США такие банки обязаны иметь ликвидные активы — их в случае чего можно продать. Рано или поздно такой список может появиться и у нас. Говоря об этом, он упомянул Банк Москвы, ситуация вокруг которого действительно требует серьезной оценки.

Впрочем, представитель ЦБ не согласился с Дмитрием Ананьевым по поводу «феноменального» оттока иностранного капитала из России. По его мнению, у западных институтов при принятии решения зачастую доминируют внутрикорпоративные мотивы, а часто головные организации предпочитают взаимодействовать с российскими клиентами напрямую, без дочерних компаний. Кроме того, он утверждает, что ни один из иностранных банков, имеющих в России крупных «дочек», которые входят в топ-30, не принял решения уйти из нашей страны.

Глава Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян в своем выступлении отметил, что планы по денационализации банков до 2015 года приведут к появлению конкуренции на рынке. Вместе с тем высокая концентрация активов у крупнейших игроков вряд ли будет приемлемой для России. Он также указал, что в среднем банк тратит около 3,5 млн рублей в месяц на исполнение запросов государственных органов. А на исполнение одного запроса может уйти как 10 минут, так и 3—5 рабочих дней.

Генеральный директор Агентства по страхованию вкладов (АСВ) Александр Турбанов сообщил, что в целом может оценить ситуацию на банковском рынке как удовлетворительную: растет спрос на кредиты, увеличивается совокупный объем частных вкладов. Однако он заявил, что АСВ может изменить свой прогноз по темпам роста депозитов физических лиц. Ранее предполагалось, что он составит 25—28%, но по факту вряд ли превысит 22%. Немаловажным фактором для этого является отрицательная доходность по вкладам, возникшая из-за снижения ставок и роста инфляции. Он отметил, что граждане стали задумываться о том, вносить средства на депозиты или тратить на что-то другое.

Говоря о ситуации с Банком Москвы, который перешел на санацию к АСВ, гендиректор агентства заявил, что ситуация его банкротства оценивается как угрожающая банковской системе. Агентство могло бы выплатить страховку всем вкладчикам, а финучреждение стало бы банкротом, но это привело бы к системному сбою.

Несмотря на это, руководитель АСВ в общем был настроен оптимистично. Он согласился с тем, что иностранные банки стали активно покидать российский рынок, но причинами этого видит проблемы в материнских структурах и слабую конкуренцию с госбанками. В то же время он рассчитывает, что в среднесрочной перспективе «иностранцы» вернутся на российский рынок, а крупные частные банки, которые понесли наибольшие потери в кризис, поправят свое финансовое положение.

«Главный урок от кризиса — нацеленность на сиюминутный результат вредит», — заявил Турбанов. По его словам, желание получить выгоду здесь и сейчас и отсутствие стремления мыслить на перспективу стали одними из причин ухудшения положения банков в кризис. «Таким образом, жадность из этической проблемы превратилась в экономическую», — заключил он.

Татьяна ТЕРНОВСКАЯ, Cанкт-Петербург, Banki.ru

Читать в Telegram
telegram icon

Обучение

Материалы по теме