Через десять лет после появления в России первого терминала банкиры перестали смотреть на подобные устройства как на неизбежное и неподконтрольное зло и взялись за развитие собственных платежных сетей. У некоторых кредитных организаций количество терминалов даже превысило число собственных банкоматов.
Я тебя породил, я тебя и узаконю
Платежными терминалами жители России впервые воспользовались в 2000 году. По одной из версий, идея создания подобного устройства родилась в Центробанке, а точнее, в голове одного из сотрудников этого учреждения — Юрия Мальцева, возглавлявшего департамент платежных систем и расчетов, а позднее основавшего компанию «Элекснет».
Рынок терминалов с момента появления рос непрерывно и монотонно. К 2008 году в стране насчитывалось уже 130 тыс. работающих устройств. Кризис не стал помехой в развитии отрасли. За год количество терминалов выросло до 190 тыс., а поток денег через сети платежных устройств достиг 649 млрд рублей (данные Национальной ассоциации участников электронной торговли, НАУЭТ).
Зато принятый в 2010 году федеральный закон «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», обязавший владельцев терминалов оснастить платежные устройства фискальными регистраторами, затормозил развитие отрасли. По итогам I квартала 2010 года количество терминалов увеличилось всего на 10 тыс. единиц. Впрочем, немалую долю этого прироста обеспечили банкиры, которые начали дополнять собственные банкоматные сети терминальными.
Тем временем владельцы платежных сетей нашли способ обойти требование закона. Для этого, правда, пришлось обращаться за поддержкой к банкам, которым законодательство разрешает не оснащать терминалы регистраторами. Сотрудничество с банкирами дало новый толчок развитию терминального рынка: за три квартала 2010 года их количество возросло до 240 тыс., оборот денежных средств через терминальные устройства при этом достиг 772 млрд рублей. Для сравнения: банкоматов в России зарегистрировано порядка 150 тыс.
Поддержка со стороны кредитных организаций позволила тем владельцам терминальных сетей, которые зарабатывали не столько на комиссионных, сколько на «черном нале», частично сохранить свой нелегальный бизнес. «По нашему мнению, доля терминалов, принадлежащих банкам, составляет порядка 40% от всего рынка, из них 15% действительно принадлежат банкам, — считает исполнительный директор компании «Киберплат» Владимир Кузнецов. — Остальные 25% работают по схеме передачи терминалов в аренду банку с правом обратного выкупа. Это делается для того, чтобы не фискализировать терминалы, то есть, по сути, продолжать заниматься незаконной продажей «черного нала». Как правило, в такие схемы вовлечены мелкие банки, которые не имеют других источников законных доходов».
Несмотря на описанный выше обходной маневр, позволивший владельцам терминалов уклониться от необходимости оснащать устройства фискальными регистраторами, а также на усилия банков по построению собственных терминальных сетей, географического развития терминального бизнеса в последние годы практически не заметно. Директор департамента розничных продуктов и технологий Промсвязьбанка Иван Пятков связывает это с тем, что в целом российский рынок терминалов близок к насыщению. Свободные места с высокой проходимостью сложно отыскать не только в Москве, но и в большинстве регионов. Выставляя терминалы в малолюдных местах, владельцы обрекают себя на длительную окупаемость проектов. Положение спасает расширение сетей за счет установки оборудования на автозаправках, в почтовых отделениях и прочих муниципальных предприятиях.
Удобный ящик для мелочи
Главное отличие банковского терминала от банкомата, по словам заместителя председателя правления Юниаструм Банка Сергея Ларченко, заключается в том, что терминал не выдает денежные средства, а может только принимать их. Объем приемной кассеты в таких устройствах невелик, поэтому терминал вмещает в себя значительно меньше средств, чем банкомат. Ведь основное назначение банковского терминала — прием мелких сумм для оплаты коммунальных услуг, мобильной связи, цифрового телевидения и пр.
По мнению Ларченко, эти машины не столь безопасны и надежны, как банкоматы. Уровень защищенности банковского терминала существенно ниже, нет сейфа, нет возможности крепления к полу. Для его подключения обычно используют беспроводное, не очень надежное соединение, зато быстрота установки намного выше. Надежность распознавания банкнот у терминала также существенно ниже, чем у банкоматов с функцией cash-in.
Для рядового потребителя преимущества обычного терминала обычно заключаются в его шаговой доступности и возможности оплачивать услуги большого количества самых разных компаний. Банковский терминал добавляет к этому бескомиссионное погашение кредита, если тот был выдан банком — владельцем терминала, а также зачисление наличных и безналичных денег на счет. Для безналичных операций кредитные организации оснащают свои устройства кардридерами.
У банковских терминалов перед обычными устройствами есть и другие преимущества. «Банки устанавливают также и устройства для считывания штрих-кодов, чтобы упрощать проведение платежей ЖКХ», — отмечает Иван Пятков из Промсвязьбанка.
Что ценят в терминале банкиры?
Естественно, цену. Терминал в разы дешевле банкомата, стоимость которого составляет как минимум 10 тыс. долларов, а в максимальной комплектации цена устройства может достигать 50 тыс. долларов, если говорить об оборудовании известных марок.
«Средняя цена банковского терминала составляет порядка 140—160 тыс. рублей и сильно зависит от функциональности — размера кассет, наличия кардридера, модели купюроприемника (покупюрно или «псевдопачка») и т. д.», — поделился сведениями Иван Пятков.
Сергей Ларченко из Юниаструм Банка поделил все терминалы на три категории: совсем дешевые и ненадежные (до 1,5 тыс. долларов), средние устройства российского производства (3—5 тыс. долларов) и дорогие импортные (от 7 тыс. долларов). Последние, по мнению Ларченко, обладают той же функциональностью и надежностью, что и российские терминалы среднего сегмента. Возможно, именно поэтому иностранные терминалы не пользуются большим спросом в России.
Основными производителями терминалов могут считаться российские компании ДОРС, АРС, «Сага технологии», «Уникум», «Штрих-М» и «Эсфор». По данным внутреннего исследования Промсвязьбанка, они контролируют 95% продаж оборудования.
Обслуживание платежных терминалов также обходится банкам дешевле, чем уход за банкоматами. Хотя и в том, и в другом случае владельцу надо платить за ремонт, замену расходников, аренду, связь, уборку и инкассацию. Сергей Ларченко полагает, что небанковские операторы сетей терминалов частенько экономят за счет «ослабленной» инкассации, когда замену кассет осуществляет служба без вооруженной охраны. Но и без этого экономить удается на техобслуживании, поскольку для работы с терминалами требуется менее квалифицированный персонал, да и детали стоят намного дешевле.
В разных банках экономию на обслуживании терминалов оценивают по-разному. В Меткомбанке подсчитали, что терминал в этом плане выгоднее банкомата на 40%. В Московском Кредитном Банке утверждают, что разница более существенна. «Стоимость годового обслуживания платежного терминала составляет порядка 25 тысяч рублей в год. Для сравнения: стоимость обслуживания банкомата составляет от 75 тысяч до 100 тысяч рублей», — подсчитал директор департамента развития программно-технических средств Московского Кредитного Банка Денис Калошин.
Банки-»терминаторы»
Среди банков общепризнанным лидером по количеству используемых терминалов является Сбербанк. Он довел количество платежных устройств до 7 тыс, при этом банкоматов у Сбербанка насчитывается 30,7 тыс. Вторая по размеру терминальная сеть принадлежит МКБ, на 1 августа банк был обладателем 2,5 тыс. устройств, а банкоматов у него существенно меньше — 466. На третьем месте — банк «Русский Стандарт», владеющий сетью из приблизительно 1,5 тыс. терминалов и 2,5 тыс. банкоматов.
Кроме того, по данным банкиров и поставщиков платежного оборудования, наиболее активно развивают свои терминальные сети Банк Москвы, СДМ-Банк, Транскредитбанк, Ростфинанс, Санкт-Петербургский Индустриальный Акционерный банк и СБ Банк. В последнем рассказали, что намерены в этом году приобрести 500 терминалов, чтобы увеличить собственную сеть в пять раз.
Интерес к терминальным сетям проявляют, однако, не все крупные банки. Так ВТБ 24, обладающий второй по величине (после Сбербанка) сетью банкоматов, пока не обзавелся собственной терминальной сетью.
Расплата за оплату
Платить через банковские терминалы, также как и через банкомат, иногда бывает выгоднее, чем через интернет-банк, а иногда — нет. Так, за погашение кредита в стороннем банке в устройствах самообслуживания МКБ возьмут 1,5% от суммы операции (минимум 50 рублей). В интернет-банке за ту же операцию отнимут уже 3% от ее стоимости (минимум 30 рублей). Зато напротив графы «переводы в адрес прочих поставщиков услуг» в тарифной сетке МКБ для терминала указано «до 12,99%», в то время как в интернет-банке можно расплатиться за те же операции скромными 2%.
Похожая ситуация и с оплатой услуг связи. В тарифах для терминала прописаны все те же угрожающие «до 12,99%», а в интернет-банке — «бесплатно». Штрафы ГИБДД, покупки билетов отличаются на процент, но опять — в невыгодную для терминала сторону. А вот за продукцию AVON выгоднее расплатиться через банковский терминал МКБ, но выгода составит лишь 0,5%. Пополнять электронные кошельки в терминале и в интернет-банке можно с одинаковым успехом. «Яндекс», WebMoney и QIWI пополняются в обоих случаях бесплатно. Исключение составляют взносы через Интернет в «Единый кошелек», за которые нужно будет заплатить МКБ 3%. В терминале зачисления, также как и на другие кошельки, бескомиссионное.
На чем хотят заработать банки
Развитие терминалов идет в сторону расширения списка получателей платежей и перечня доступных услуг. «Перечень доступных услуг будет развиваться в соответствии с потребностями клиентов», — считает заместитель начальника департамента банковских карт СБ Банка Станислав Свентковский.
По его словам, сейчас в банковских терминалах присутствует как стандартный набор операций, рассчитанный на широкие массы клиентов, в частности оплата различных услуг, погашение кредитов (в том числе сторонних банков), так и набор специальных сервисных услуг: пополнение текущих счетов, спецкартсчетов, обслуживание паевых фондов, погашение кредитов, операции с виртуальными картами, самоинкассация торговых предприятий и т. д.
По мнению Сергея Ларченко, основную выгоду от построения дешевых сетей самообслуживания банкиры будут получать в виде доходов от погашения кредитов и задолженностей по картам, а также комиссионных при оплате различных услуг (ЖКХ, мобильная связь, налоги, цифровое телевидение и т. д.). Кроме того, терминалы повышают узнаваемость банка. Все это, как полагает Ларченко, приведет к росту банковских платежных сетей.
Леонид ЧУРИКОВ, Banki.ru