Не дождавшись от Банка России разъяснений о порядке расчета эффективной ставки, банкиры просят ЦБ перенести срок ее раскрытия с 1 июля на 1 октября. Банкиры считают требования ЦБ о раскрытии реальной стоимости кредитов невыполнимыми в установленные сроки, ссылаясь на технические проблемы с программным обеспечением. Участники IT-рынка не считают эти проблемы существенными, а эксперты уверяют, что банки на самом деле пытаются выиграть время для бесконфликтного завершения отношений со «старыми заемщиками».
Ассоциация российских банков (АРБ) направила в Банк России заключение банковского сообщества на проект разъяснений ЦБ по расчету эффективной ставки по кредитам. В письме банкиры жалуются регулятору на проблемы раскрытия реальной стоимости кредитов и просят перенести срок обязательного раскрытия эффективной ставки с 1 июля на 1 октября. При этом, по мнению банкиров, в сложившейся ситуации виноват сам Банк России, который полгода не выпускает окончательную редакцию разъяснений о порядке расчета банками реальной стоимости кредитов.
Свою просьбу о переносе сроков банкиры мотивируют тем, что технически не успевают обеспечить автоматизированный расчет эффективной ставки к 1 июля. Главной проблемой, по словам участников рынка, является доработка банковского программного обеспечения. Банкиры указывают, что ее невозможно осуществить по причине отсутствия внятных разъяснений ЦБ о порядке расчета. Однако даже если такой порядок появится, на изменение софта понадобится три месяца, считают члены АРБ. «К раскрытию эффективных ставок мы начали готовиться еще осенью прошлого года, когда ЦБ только заявил о своем намерении,— говорит представитель IT-департамента крупного российского банка.— Однако более или менее работающий программный продукт появился у нас только сейчас. Если ЦБ снова изменит порядок расчета, потребуется время на доработку программы».
По мнению участников IT-рынка, мотивируя просьбу об отсрочке техническими проблемами, банкиры лукавят. «Чисто технически нет проблемы встроить формулу ЦБ в существующую банковскую автоматизированную систему,— говорит президент LETA IT Company Александр Чачава.— Ставки по банковским кредитам в высококонкурентной среде меняются очень часто, и перенастройка программного обеспечения в этом случае не занимает несколько месяцев». Эту версию подтверждает и то, что один из крупнейших игроков кредитного рынка — банк «Русский стандарт« — уже раскрыл эффективную ставку по ряду продуктов и проблем с программным обеспечением у него не возникло.
Эксперты банковского рынка согласны, что технические трудности лишь формальная причина просьбы об отсрочке и на самом деле банки хотят выиграть время. «Наиболее высокие реальные ставки — по высокорисковым кредитам на короткие сроки — от трех месяцев до полугода,— поясняет директор департамента банковского аудита компании ФБК Алексей Терехов.— Если раскрывать эффективную ставку банкам прийдется с 1 июля, то ранее выданные кредиты будут выглядеть крайне неконкурентно, и у заемщиков, получивших их до 1 июля, вполне справедливо могут возникнуть претензии». По мнению господина Терехова, трехмесячная отсрочка даст банкам возможность без проблем завершить все расчеты по «старым кредитам» и нормально перейти на новые отношения.
В Банке России вчера получить комментарии не удалось. Однако в АРБ надеются, что ЦБ пойдет на уступки. «Возможно, если срок не продлят, то хотя бы введут временный мораторий на штрафные санкции,— говорит начальник правового департамента АРБ Лариса Митяшова.— Когда вводился в действие закон о валютном регулировании и валютном контроле, ЦБ удовлетворил нашу просьбу о временном отказе от штрафов».
Светлана ДЕМЕНТЬЕВА