Сбербанк поставил на премиальных клиентов

Дата публикации: 24.11.2011 00:05
8 872
Время прочтения: 4 минуты

Сбербанк намерен активно развивать mass affluent (премиальный сегмент) и заполучить в следующем году половину этого рынка. Эксперты считают, что цель вполне достижима, но за счет скорее увеличения остатков на счетах действующих клиентов, чем привлечения новых.

В среду зампред правления Сбербанка Александр Торбахов рассказал о внедрении нового формата обслуживания физических лиц — «Сбербанк Премьер». Премиальное обслуживание рассчитано на клиентов с ежемесячным доходом от 150 тыс. до 500 тыс. рублей и объемом размещенных в банке средств от 1 млн до 8 млн рублей (это параметры для Москвы).

На данный момент в 650 отделениях крупнейшего банка страны есть специальные зоны для обслуживания премиальных клиентов, до конца года таких офисов будет 742, а в следующем году их количество возрастет в 1,5 раза. «В основном открытие отделений будет происходить в крупных городах, где клиенты привыкли к индивидуальному обслуживанию и очень часто сами не всегда могут рассказать о своих потребностях», — сказал Торбахов.

По его словам, Сбербанк планирует нарастить свою долю на общем рынке mass affluent до 50% до конца 2012 года. Сейчас объем средств клиентов указанной категории составляет 1,5 трлн рублей, в следующем году, по оценкам Торбахова, он увеличится в 2 раза — до 3 трлн рублей.

Крупнейший банк пока разработал для премиальных клиентов только депозитные продукты. С 1 декабря будет доступен вклад, ставка по которому составит 12,5% при одновременном приобретении паев ПИФов и обезличенных металлов, также можно будет открыть депозит в швейцарских франках, английских фунтах стерлингов и японских иенах. По словам Торбахова, в следующем году появятся пакетные предложения, также банк начнет разработку кредитных продуктов, сделав упор на ипотечные программы.

Российские банки в последние годы активно развивают направление mass affluent, и это быстрорастущий сегмент. Так, согласно наблюдениям Сбербанка, доля клиентов банков с доходом 100—400 тыс. рублей с 2008 года увеличилась с 18% до 21,2%, с доходами от 400 тыс. до 1 млн рублей — с 33,1% до 38,1%. При этом доля клиентов, зарабатывающих до 100 тыс. рублей, снизилась с 29,5% до 25,3%.

Представители кредитных организаций, у которых обслуживание премиальных клиентов выделено в отдельное направление, говорят, что озвученные Сбербанком параметры работы в этом сегменте среднерыночные. В ЮниКредит Банке доход премиального клиента также начинается от 150 тыс. рублей, объем сбережений — от 700 тыс. рублей. Чтобы попасть в эту категорию в НОМОС-Банке, нужно получать от 110 тыс. до 750 тыс. рублей и держать остатки на счетах в размере от 700 тыс. до 5 млн рублей. В Райффайзенбанке доход не важен, но клиент должен поддерживать на конец каждого календарного месяца баланс на уровне не ниже 2 млн рублей.

«Рано или поздно Сбербанк должен был выйти в этот сегмент, который на данный момент является одним из самых привлекательных и стремительно растет, — считает директор департамента премиального банкинга НОМОС-Банка Дмитрий Домарев. — При определенных усилиях цель в захвате половины рынка вполне достижима, его нельзя считать поделенным, и, по нашим прогнозам, до 2015 года он вырастет на 30—40%».

По его словам, одна из ключевых потребностей премиальных клиентов — это как раз управление личными финансами, поэтому неудивительно, что Сбербанк сначала внедрил линейку депозитов.

Сторонние эксперты часто упрекают Сбербанк в том, что развитие перспективных направлений не всегда реализуется в полной мере из-за масштаба кредитной организации. «Большой банк, с одной стороны, конечно, работает с большим клиентским потоком, но с другой — у глобальной финансовой организации есть возможности предложить таким клиентам именно те услуги, которые будут востребованы», — говорит начальник управления сегмента состоятельных клиентов ЮниКредит Банка Дмитрий Емелин.

По мнению заместителя руководителя дирекции обслуживания физических лиц Райффайзенбанка Леонида Качалова, уровень сервиса не всегда зависит от размера организации, а в большей мере — от того, какие задачи компания преследует и насколько делает фокус на тех или иных аспектах продуктового и сервисного обслуживания.

Участники рынка не опасаются конкуренции со стороны Сбербанка. «По крайней мере в течение первых 3—5 лет — период, когда банки, выходящие на этот рынок, начинают работать с действующей базой, — поясняет Дмитрий Домарев. — Поэтому можно говорить о том, что Сбербанк скорее увеличит остатки на счетах действующих клиентов, нежели привлечет новых».

Татьяна АЛЕШКИНА, Татьяна ТЕРНОВСКАЯ, Banki.ru

Читать в Telegram
telegram icon

Обучение

Материалы по теме