Борьба за миллионеров

Дата публикации: 06.07.2007 12:00
4 130
Время прочтения: 6 минут
Источник
Banki.ru

Иностранная экспансия ведет к перестановке сил в одной из самых доходных сфер банковского бизнеса — private banking. Если сейчас первые места на этом рынке занимают крупнейшие российские банки, то уже через год пальму первенства могут перехватить их иностранные конкуренты. Если, конечно, отечественные игроки сейчас не предпримут радикальных мер.

Российский рынок private banking очень закрытый, и точных сведений о нем нет. Согласно исследованию компании PricewatherhouseCoopers (PwC), построенному на данных опроса крупных игроков рынка, его объем на конец 2006 года составил примерно 10—12 млрд. долларов. В исследовании говорится, что в России услугами private banking пользуются 8—10 тыс. человек (исключая клиентов, размещающих деньги за рубежом). Причем, в РФ состоятельные граждане размещают в разы меньше средств, чем за границей (300 млрд. долларов), говорится в отчете PwC. «Входной билет» (средства, которые клиент отдает под управление) в private-сервис стоит не менее 500 тыс. долларов, а в некоторых банках — от 1 млн. долларов. Одним из первых иностранцев на этом рынке начал работать Deutsche Bank через свою московскую «дочку» — ООО «Дойче Банк». Сейчас private banking в РФ занимаются и другие зарубежные банки — Citibank, Reiffeizenbank. В последние два года сюда пришли американский Morgan Stanley, швейцарские UBS и Credit Suisse, британский HSBC.

Их активность беспокоит российских банкиров. На прошлой неделе Валерий Чумаченко, директор по маркетингу «Уралсиб | Банк 121» (подразделение финансовой корпорации «УРАЛСИБ»; специализируется на услугах private banking), выступая на одной из конференций, сообщил, что активность зарубежных игроков может привести к тому, что через год-два они станут лидерами в области private banking, отобрав пальму первенства у российских коллег. По его словам, россиянам нужно срочно принимать радикальные меры, по сохранению первых позиций.

То, что подобное заявление сделал представитель «Уралсиба», не случайно. По сведениям участников рынка и самой финансовой корпорации, «Уралсиб | Банк 121» лидирует в сфере private banking в России. Следом (по данным экспертов) идет группа, куда входят банки «Глобэкс», «Зенит», Росбанк, Дойче Банк, Ситибанк, управляющие компании «Альфа-Капитал», «Ренессанс Управление Инвестициями», «Тройка Диалог». Затем идут все остальные.

Бороться за лидерство на рынке «Уралсиб | Банк 121», по словам Валерия Чумаченко, будет за счет квалифицированных консультаций клиентов и помощи им в приобретении лучших зарубежных продуктов. Для этого, говорит Чумаченко, банк будет развивать проект «открытая архитектура», предполагающий отбор лучших поставщиков и продуктов. В его реализации существует три возможных этапа. Первый — открытие счета в крупном иностранном банке и приобретение инвестиционных продуктов, рекомендованных им. Второй — открытие собственной инвесткомпании за границей. Третий этап — «апгрейд» компании до банка. «Мы прошли первый этап, и сейчас находимся на втором», — сказал Валерий Чумаченко Banki.ru, отказавшись, впрочем, комментировать подробности сделки и сказав, что банк раскроет их не раньше осени.

Участники рынка разделяют опасения «Уралсиба». «Конкурировать с такими «монстрами» как UBS или Credit Suisse российским банкам будет сложно, но возможно — говорит Олег Капитонов, управляющий директор компании K&S Capital Management (работает по принципу частного банка). — Иностранцы могут опираться на репутацию, отработанные технологии и многовековые традиции управления частным капиталом». Многим клиентам очень импонирует то, что о них проявляет заботу мировой «бренд» банковского бизнеса. «И это самый тяжелый момент конкуренции», — уверен Капитонов. Он не исключает: именно иностранные кредитные организации (одна или две) через некоторое время станут лидерами в области private banking в России.

«Мы боимся, что серьезные зарубежные банки, которые скоро в полную мощь заработают в России, будут активно переманивать клиента», — поделился с Banki.ru Алексей Гусев, вице-президент Русского международного банка (РМБ). Иностранцы, по его словам, идут с готовыми, десятилетиями отработанными на западных клиентах технологиями private banking, которых нет у российских конкурентов». В частности, это доступ к инвестиционным проектам на Западе, тем же трастам, оффшорам. По оценке банкира, сейчас примерно 1/3 новых клиентов размещают свои средства через «дочки» иностранных кредитных организаций. «И это очень много», — тревожится Алексей Гусев из РМБ.

Но это не все, что тревожит крупных игроков private banking. На этот рынок в последнее время устремилось много мелких отечественных банков, которые отличаются агрессивной политикой привлечения: на словах предлагают самый широкий спектр услуг и привлекательные тарифы, иногда существенно ниже рыночных, но на деле — низкое качество этих услуг. «Например, клиент хочет инвестировать средства в западные активы. Банк сообщает, что за рубежом у него есть надежный контрагент, который продает паи своего фонда, и уговаривает купить их, — сетует вице-президент РМБ. — Клиент соглашается, банк получает комиссию за услугу и самоустраняется, говоря, что рутинные вопросы сделки — не его дело, а дело контрагента». В результате, говорит Гусев, клиент ходит за контрагентом и сам просит его оформить необходимые документы. «Столкнувшись с таким отношением, клиент разочаровывается в российских банках, причем, во всех сразу. И что он делает? — задает вопрос Алексей Гусев и сам на него отвечает. — Идет к иностранцам, и соглашается сразу на все их условия».

Впрочем, банкиры не теряют оптимизма. Олег Капитонов из K&S Capital Management уверен, что сила российских частных банков — в глубоком понимании местной специфики и долгосрочных отношениях с клиентами. «Основные клиенты private banking это те, кто делали бизнес последние 15 лет в России и тесно сотрудничали именно с нашими банками», — говорит Капитонов. Похожего мнения придерживается и руководитель направления private banking Русского банка развития Артем Юдин, по словам которого неотъемлемой частью российского private banking является консультирование по вопросам налогообложения, где западные банки менее компетентны. А начальник департамента МДМ-Банка частного банковского обслуживания VIP клиентов Виктория Льюис и вовсе считает, что дочерние структуры иностранных кредитных организаций сейчас находятся в сложном положении. «Они обязаны полностью подчиняться российскому законодательству. Однако, будучи частью глобальных организаций, эти банки сталкиваются с массой дополнительных ограничений и требований, которые делают их в отношениях с клиентом намного менее гибкими, чем их российские конкуренты», — подчеркнула г-жа Льюис.

Правда, это хоть и ослабляет могущество иностранных «брендов», но не сильно. Поэтому для полноценной конкуренции отечественным игрокам надо будет поработать над своим сервисом и спектром услуг. Например, начать решать вопросы, связанные с наследованием и защитой семейного капитала, планированием состояния семьи на несколько поколений вперед, предлагать интересные структурированные продукты и так далее, уточняет Олег Капитонов.

Оценивая шансы финансовой корпорации «Уралсиб» на сохранение пальмы первенства в сфере российского private banking, эксперты сказали, что они высоки в том случае, если деятельность ее зарубежной инвестиционной «дочки» окажется успешной. В этом случае, клиенты из России получат западный сервис на «родном языке», что, по словам собеседников Banki.ru, важно для многих русских миллионеров.

В свою очередь, иностранные банкиры не исключают, что лидерство на этом рынке будет за россиянами. Как сообщил Banki.ru Клаус Корнер, руководитель управления по обслуживанию крупного частного капитала Дойче Банка, по его мнению, скрытым лидером на рынке услуг private banking является Сбербанк. «Если ему удастся создать специализированный отдел по предоставлению этих услуг для уже существующей группы клиентов, он станет абсолютным лидером, недосягаемым для конкурентов», — сказал г-н Корнер.

Светлана БАРСУКОВА

Читать в Telegram
telegram icon

Обучение

Материалы по теме