Европа забуксовала

Дата публикации: 25.11.2011 17:48
3 338
Время прочтения: 5 минут
Источник
Time

Аналитики не ожидали ничего особенного от мини-саммита западноевропейских лидеров, прошедшего во французском Страсбурге в четверг, 24 ноября. Президент Франции Николя Саркози, канцлер ФРГ Ангела Меркель и премьер-министр Италии Марио Монти встретились для обсуждения усугубляющегося европейского долгового кризиса, но наблюдатели оказались правы в своих ожиданиях. Даже текущее положение дел, когда под угрозой — само существование евровалюты, не сподвигло троицу лидеров сильнейших государств еврозоны на принятие серьезных решений. Хуже того, политики заявили, что каких-либо новых коллективных решений не стоит ждать ранее следующего месяца, рассказывает корреспондент журнала Time Брюс КРАМЛИ.

«Цель сегодняшней встречи не в том, чтобы прийти к каким-либо соглашениям относительно изменения <еврозоны>. Мы обсуждаем коллективные предложения», — заявил Саркози в ходе пресс-конференции, последовавшей за саммитом, добавив, что прошедшие переговоры были частью непрерывного процесса обсуждения вопросов урегулирования европейского кризиса в преддверии декабрьской встречи в Брюсселе.

Сам Саркози питал слабую надежду, что тройка лидеров одобрит предложение Франции относительно усиления полномочий Европейского Центробанка (ЕЦБ) в процессе разрешения еврокризиса, включая возможность поручительства регулятора за долги европейских стран. Однако его надежды не оправдались, более того, Меркель весьма холодно встретила намеки французского президента относительно усиления роли ЕЦБ.

«Европейский Центробанк — независимая организация, и изменения в еврозоне не подразумевают участия ЕЦБ. Сосредоточиться следует на налоговой политике, и регулятор тут ни при чем», — подчеркнула Меркель, перечислив изменения, которые подлежат обсуждению, а именно ужесточение законов о бюджетном дефиците и регулировании долгов вкупе с их строгим централизованным исполнением.

Но несмотря на неприятие Германией парижских предложений (причем эти предложения популярны и у многих независимых экономистов), все-таки возможность передачи ЕЦБ роли гаранта европейских долгов по-прежнему реальна. В экспертных кругах обсуждается пресс-конференция по итогам саммита, в ходе которой европейские лидеры продемонстрировали свое стремление достичь баланса мнений с целью защиты своих национальных интересов так, чтобы не подставить под удар будущее евровалюты. В случае Саркози это выражалось в утверждениях о том, что тройка евролидеров сделает все возможное для спасения евро, а также в неясных намеках на то, что вопрос об усилении роли ЕЦБ все равно останется одним из предметов обсуждения.

Меркель всячески выражала твердое несогласие с тем, чтобы доверить ЕЦБ роль предохранителя от инфляции, которая не только опасна для еврозоны, но и грозит тем, что проблемы слабейших стран региона перекинутся на более сильных соседей. Канцлер ФРГ отметала кардинальные решения (которых с нетерпением ожидают финансовые рынки) как не имеющие шансов на успех. Но если принять во внимание риски, которым подвергается евро под давлением настроений инвесторов, то, возможно, Меркель просто берет сторонников усиления роли ЕЦБ «на слабо». Кое-кто из наблюдателей подозревает, что Меркель стремится сначала надавить на своих партнеров по еврозоне, чтобы они ввели меры по сокращению госрасходов и осуществили необходимые реформы, а потом убедить своих консервативных соратников в Германии принять изменение статуса еврорегулятора, тем самым спасая единую евровалюту от колебаний на перепуганных финансовых рынках.

Монти, в свою очередь, дал понять, что после отставки дискредитированного экс-премьера страны Сильвио Берлускони Италия намерена вернуть себе лидирующие позиции на европейской арене. Но при этом, несмотря на стремление восстановить позиции Италии в тройке лидеров, Монти надеется избежать роли арбитра, какие бы решения не были приняты по мере разрастания кризиса.

Чем же объяснить такую несогласованность в то время, как будущее евро вызывает все больше сомнений? Видимо, тем, что по мере разворачивания долгового кризиса меняется и соотношение сил. До сих пор крепкая германская экономика давала Меркель возможность давить на лидеров стран-партнеров относительно проведения реформ и принятия мер, необходимых для получения финансовой помощи. Германия не только заставила Грецию и Италию проглотить «горькое лекарство», но и добилась необычного послушания от Парижа. Похоже, теперь такое положение дел может измениться.

Ранее в текущем месяце падающие цены на французские гособлигации спровоцировали страхи по поводу Франции, а теперь и стабильность немецких бумаг находится под сомнением. В среду, 23 ноября, Берлину впервые в истории не удалось найти достаточно покупателей на свои облигации. Госбумаги на 8 млрд евро так и не удалось продать, а ставки по ним поднялись выше 2%.

Конечно, это повышение ставок не сравнить с опасным уровнем в 7%, который сейчас штурмуют Испания и Италия, однако стало ясно, что благополучие и будущее Германии напрямую зависят от евро, и зависят сильно. А Меркель и ее соратники уже рассматривают возможность выпуска единых для всех стран еврозоны облигаций — так, в среду она убеждала представителей Евросоюза в желательности введения подобного инструмента. Тем не менее некоторые наблюдатели полагают, что канцлер ФРГ стремится выторговать как можно больше выгод для Германии перед тем, как отдать побольше полномочий ЕЦБ.

«За время кризиса Германия уже получила все возможные привилегии и уступки, и ничего существенного она для себя уже не выторгует, отказываясь расширять полномочия ЕЦБ. Мы прекрасно отдаем себе отчет в том, какую позицию Германия занимает относительно роли еврорегулятора. Мы осознаем, какую травму нанесла Германии инфляция в 1930-х, и понимаем, почему немецкая сторона настаивает на том, чтобы ЕЦБ сосредоточился на решении инфляционных проблем. Мы сочувствуем Германии в том, какие риски она приняла, разделив проблемы своих соседей из-за единой валюты. Но становится все более очевидным, что Германии придется решать все эти проблемы, включая роль еврорегулятора. Иначе ей придется иметь дело с ухудшением экономики, ростом инфляции и разрастанием долгов в случае краха евро — и взять на себя большую часть ответственности за это», — заключил в интервью французскому телевидению экономист Эрик Хейер.

Перевела Наталья ЧЕРКАШИНА, Banki.ru

Читать в Telegram
telegram icon

Обучение

Материалы по теме