10 июля ВТБ 24 сообщил, что он быстрее всех кредитных организаций наращивает долю на рынке банковской розницы. Конкуренты ВТБ 24 согласны с ним не во всем, и говорят, что в погоне за долей рынка ВТБ 24 может потерять качество. Эксперты убеждены, что со временем госбанку придется поменять розничную стратегию.
ВТБ 24 — «дочка» ВТБ (контрольный пакет принадлежит правительству РФ), специализируется на обслуживании физлиц, индивидуальных предпринимателей и организаций малого бизнеса. Его активы, по данным ЦЭА «Интерфакс» на 1 апреля, составили 178,8 млрд. рублей, собственный капитал — 16,5 млрд. рублей. Сеть банка насчитывает более 170 отделений в городах РФ. Два года назад материнская компания поставила «дочке» амбициозную задачу: к 2010 году довести долю на розничном рынке России до 10% и стать вторым после Сбербанка.
Как выяснилось, «дочка» ВТБ довольно бодро идет к поставленной цели. Как рассказал 10 июля журналистам директор центра маркетинговых исследований ВТБ 24 Дмитрий Лепетиков, по объему долгосрочных кредитов физлицам ВТБ 24 уже обогнал Росбанк, Банк Москвы и стал вторым после Сбербанка, заняв 4,38% этого рынка. Его депозитный портфель ВТБ 24 на 1 июня составил 101,3 млрд руб. «ВТБ 24 продолжает расти в разы быстрее рынка (депозитов), в результате чего его доля за май выросла до 2,90%», — подчеркнул глава центра маркетинговых исследований ВТБ 24. Он сообщил, что ВТБ 24 по объему депозитов уже занимает второе место (после Сбербанка). «Банк продолжает отрыв от преследователей. Обогнав Банк Москвы в феврале, ВТБ 24 опережает его уже на 0,50 процентного пункта (далее — п. п. — Banki.ru)», — отрапортовал Лепетиков, добавив, что по общему розничному портфелю банк уже находится в тройке лидеров рынка.
То, что ВТБ 24 попал в «тройку», не удивительно: банк захватывает рынок розницы с большой скоростью. Например, прирост его доли на рынке кредитования физлиц с начала года составил 0,88 п. п. «Это почти в 3 раза больше, чем у наиболее динамичных конкурентов», — сказал Лепетиков. Дело в том, что Сбербанк, «Русский стандарт» (его доля рынка, по оценкам ВТБ 24, на 1 июня составила 7,52%) и Росбанк (3,69%), по сведениям Лепетикова, от месяца к месяцу снижают свою рыночную долю. Например, Сбербанк с начала года уменьшил ее на 2,56 п. п (к 1 июня она была 34,3%). Ближайший преследователь ВТБ 24 — Банк Москвы (контролирует 1,99% рынка кредитования физлиц) — наращивает рыночную долю медленнее, в результате чего к концу мая отстал от конкурента на 1 п. п.
Комментируя столь высокие показатели банка, Дмитрий Лепетиков задал вопрос: «Почему мы так хорошо себя чувствуем?» И сам же на него ответил: «Потому что правильно подходим к клиенту». Он сказал, что ВТБ 24 проводит постоянный мониторинг своей целевой аудитории, изучает ее предпочтения и учитывает ее вкусы при разработке новых продуктов. «Несмотря на то, что мы недавно снизили ставки по депозитам, народ к нам идет, чем мы активно пользуемся и занимаем по объему привлеченных средств уже второе», — заявил эксперт.
Ближайшие конкуренты ВТБ 24 по-разному отреагировали на оценку их доли. Например, в Банке Москвы с ней не согласились. Начальник управления развития бизнеса Банка Москвы (БМ) Альберт Андрианов сообщил Banki.ru, что консолидированный портфель частных вкладов (включая средства ВИП-клиентов) у Банка Москвы на 1 июня был больше, чем у ВТБ 24. Назвать его точную величину в день написания материала он не смог. Впрочем, по его мнению, сейчас рано оценивать, кто кого опередил. «Окончательное распределение ролей на этом рынке мы увидим в конце года», — сказал он.
Дмитрий Вечканов, замдиректора департамента розничного бизнеса Росбанка сообщил, что в 2007 году, действительно, наблюдалось снижение доли банка на рынке депозитов физлиц. По его словам, это связано со смещением акцента Росбанка «в сторону других инструментов». «Оценочная доля Росбанка на рынке депозитов в 1,4% — это немало, учитывая то, что мы сейчас входим в тройку лидеров по депозитам физических лиц среди частных банков», — сказал Дмитрий Вечканов Banki.ru, добавив, что вскоре банк повысит ставки по депозитам и это даст «некоторый прирост в данном сегменте».
Конкуренты ВТБ 24 убеждены, что его успех заключается не в сильном маркетинге, а в количестве денег у его «мамы». «ВТБ 24 берет «массой» — большой филиальной сетью одновременно с полным спектром розничных услуг», — сказал Banki.ru директор Центра стратегических исследований Банка Москвы Алексей Ведев. — Для подобной стратегии нужны «длинные» (и относительно дешевые — или в случае IPO практически бесплатные) деньги, каких нет у подавляющего большинства российских банков, но есть у владельца ВТБ 24 — Внешторгбанка». Как известно, тот недавно провел IPO, а деньги, вырученные от публичного размещения, идеально подходят для политики масштабной розничной экспансии. Поэтому конкурировать с ВТБ 24 остальным просто нереально, убежден Ведев. «Насколько ВТБ 24 нереально догнать Сбербанк на рынке розницы, настолько остальным банкам маловероятно угнаться за «дочкой» ВТБ», — говорит банкир.
Он считает, что в погоне за долей рынка теряется качество. «Я убежден, что у ВТБ 24 возникнет болезнь роста, — продолжает Алексей Ведев. — Невозможно столь интенсивно расширять сеть и одновременно сохранять качество банковских услуг». И здесь менее крупные банки априори обладают преимуществами, считает он. «Посмотрим, что сильнее: масштаб или качество», — резюмирует Ведев.
Эксперты же считают, что со временем ВТБ 24 придется изменить розничную стратегию. Директор Центра макроэкономических исследований «БДО Юникон» Елена Матросова, сообщила, что пока темпы роста банковского рынка (который в последние два года растет с небывалой скоростью) удачно «ложатся» на мощную инфраструктуру ВТБ 24. «Но рынок не спит, — говорит она. — На него продолжают выходить крупные иностранные игроки, полным ходом идет консолидация активов в регионах». Она считает, что со временем ВТБ 24 придется прилагать больше усилий для завоевания рынка розницы, иначе его долю начнут отвоевывать конкуренты.
Светлана БАРСУКОВА