26 июля Национальное агентство финансовых исследований (НАФИ) опубликовало материалы, согласно которым россияне стали брать кредитов в два раза больше, чем год назад. Растущая активность населения влечет за собой повышение рисков для банковской системы России. У местных кредитных организаций есть два года для безболезненного наращивания объемов кредитования, говорят эксперты.
Исследование «На что берут кредиты россияне?» проводилось на основании всероссийской выборки (опрос проведён 6—7 июля 2007 года). и является одним из этапов совместного исследовательского проекта НАФИ и ВЦИОМ «Финансовые услуги для населения», посвященного изучению актуальных аспектов и проблем финансовой сферы России. Опрошено 1600 человек в 153 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%. Цель исследования — узнать отношения россиян к финансовым институтам, уровень их финансовой грамотности и осведомленности, активности и вовлеченности в механизмы управления денежными средствами.
Согласно исследованию, около 27% опрошенных россиян намерены в этом году воспользоваться кредитами. 68% не планируют этого делать в ближайшее время, а 5% не могут определиться, возьмут они кредиты в скором времени или нет. Тем не менее, 27% ответивших утвердительно на вопрос о кредитах, — это существенный рост, отмечают в НАФИ. «В марте 2006 года агентство проводило исследование рынка банковского кредитования. За год доля россиян, намеревающихся пользоваться кредитными услугами, выросла почти вдвое», — говорится в исследовании НАФИ. В 2006 г. она составляла 13%, а отказ от кредитов тогда продемонстрировали 85% респондентов (сейчас только 68%).
В основном россияне берут взаймы у банков на покупку аудио-видео, бытовой техники, мобильных телефонов — 6,3% (в 2006 году — 4%), приобретение недвижимости (квартиры, дома, земельного участка) — 6,1% (4,5%). Популярны также и кредиты на неотложные нужны. В этом году с этой целью их взяли или собираются взять 4,3% респондента (в прошлом году — 2,1%). На покупку автомобиля намереваются просить у банков 4,2% опрошенных (ранее — 1,8%), на приобретение мебели — 3,% (2,1%), компьютерной техники — 2,4% (1,1%), образование, медицинские услуги — 2,1% (0,8%).
Любопытно, что в этом году НАФИ впервые обнаружил у россиян интерес к займам на покупку акций, облигаций и других ценных бумаг. Если в прошлом году подобными кредитами не интересовался ни один из опрошенных, то в этом — 0,1%. Наибольший интерес к покупкам бытовой техники, мобильных телефонов и квартир в кредит проявили респонденты в городах с численностью населения 100—500 тыс. чел. Только после них следуют города-миллионники, включая Москву и Санкт-Петербург.
Эксперты говорят, что увеличение кредитной активности населения влечет за собой повышение рисков для банковской системы России. «Я думаю, что увеличение кредитной активности населения связано не только с широкой рекламой потребкредитования. Большую роль здесь также играет эффект «сарафанного радио», когда один человек, воспользовавшийся кредитом, рассказал о его доступности другому», — сказал Banki.ru зампредседателя правления КБ «Москоммерцбанк» Асхат Сагдиев. Поэтому количество желающих в ближайшее время будет только расти и может привести к кризису невозвратов, аналогичному тому, какой происходил несколько лет назад в Южной Корее и на Тайване. С учетом низкой финансовой грамотности россиян и высоких темпов роста их кредитной активности, вероятность его возникновения довольно высока, считает банкир. Тревожным симптомом, говорит он, будет, если совокупные ежемесячные выплаты по кредитам населения страны превысят более половины его суммарных доходов. «По моим данным, такой статистики пока не ведется. Собрать ее тяжело, так как часть доходов находится в тени», — считает Асхат Сагдиев.
Директор Центра стратегических исследований Банка Москвы Алексей Ведев тоже видит в растущей популярности потребкредитов повод для беспокойства. Но считает, что у банков еще есть время для беззаботной жизни. Он напоминает, что в основном оценка рисков потребкредитования происходит через сопоставление объема выплат по кредитам населения с его доходами. Если на обслуживание займа граждане ежемесячно тратят от 25% своего бюджета и больше — это зона риска. Если 30% — красная черта. В России пока среднестатистический кредитор ежемесячно тратит на обслуживание долга 9—10% зарплаты. «Таким образом, у местных банков есть 2 года для безболезненного наращивания объемов кредитования», — считает Ведев.
Но это не значит, что в будущем не возникнут проблемы. Банкир обращает внимание на то, что в России нарушены пропорции соотношения потребкредитов населения к депозитам. Если в США и Европе это соотношение составляет 30% к 70%, то в России — 70% к 30%. «Таким образом, на Западе потребкредитование развивается за счет привлечения в виде вкладов средств населения, там две трети населения кредитуют одну треть, а у нас — наоборот: в России нарушены пропорции», — сетует Ведев. Это говорит о том, что основными ресурсами кредитования для нашей страны продолжают оставаться более рискованные внешние займы, которые зависят от состояния макроэкономики: курса доллара к рублю, цен на нефть, политическими отношениями России с Западом и пр. «Это ненормально», — сетует Алексей Ведев.
Ненормально, на его взгляд, и то, что население РФ стало больше брать в долг, нежели копить. «Это принципиально отличает нас от развитых рынков, хотя внешне все может быть выглядит благообразно: рынок кредитования растет высокими темпами, увеличиваясь на 70—100% ежегодно (в прошлом году — на 75%, в этом ожидается рост на 68—70%)», — продолжает банкир.
Он сообщил, что Центр развития и Аналитическая лаборатория «Веди» (
Впрочем, другие представители власти уже обратили внимание на активное развитие рынка потребкредитов. Например, Роспотребнадзор уже несколько месяцев ведет кампанию против банков, нацеленную на раскрытие истинных условий кредитования, а Федеральная антимонопольная служба на прошлой неделе направила в свои терруправления материалы для возбуждения административных дел против десятков банков и страховых компаний, которые подозреваются в тарифном сговоре при розничном кредитовании.
Комментируя возникновение кредитов на инвестиции в ценные бумаги, Асхат Сагдиев из Москоммерцбанка предположил, что они связаны с «народными» IPO, которые недавно провели Сбербанк, Роснефть и ВТБ. «Я думаю, что люди, взявшие такие кредиты, — клиенты тех же Сбербанка и ВТБ, которые имели там депозиты и взяли под их обеспечение кредиты на приобретение акций «народных» IPO. Это произошло благодаря широкой рекламной кампании». Так что ничего удивительно в этом нет, считает он.
Светлана БАРСУКОВА