Создание в Москве международного финансового центра — вопрос с многолетней историей, остающийся пока без ответа. С одной стороны, российская столица — крупнейший экономический плацдарм, к которому стекаются инвестиции из многих стран мира; с другой, недостаточно развитая инфраструктура, отсутствие эффективного правового поля и прочие характерные для России проблемы по-прежнему тормозят запуск этого проекта. О его перспективах размышляли и участники Международного инвестиционного форума, прошедшего в Лимасоле в феврале.
Говоря о трудностях, которые связаны с построением международного финансового центра в Москве, первый заместитель председателя ЦБ РФ Алексей Улюкаев разделил проблему на три части.
Первый блок связан с обеспечением макроэкономической стабильности в России и снижением валютных и инфляционных рисков в целях повышения привлекательности страны для инвесторов. Для того чтобы решить эту задачу, регулятор намерен перейти к свободному плаванию российской национальной валюты и воздействовать на все механизмы экономического роста через базовую процентную ставку, а также создать систему инфляционного таргетирования. В прошлом году ЦБ добился рекордно низкого индекса роста потребительских цен в 6,1%. По мнению Улюкаева, это именно тот уровень, при котором возможно долгосрочное финансовое планирование и управление рисками.
Банк России также максимально отказывается от участия в валютных торгах, хотя и не исключает вероятности интервенций при высокой волатильности на рынках.
Второй важный блок — обеспечение стабильности работы банков и прочих финансовых институтов. В этом плане российский регулятор продвинулся путем внедрения элементов систем «Базель II» и «Базель III», в том числе тех из них, которые касаются требований к достаточности капитала первого уровня, а также требований по ликвидности и рискам. Кроме того, регулятор осуществляет особые меры по контролю над значимыми финансовыми институтами, отобрав 29 из таковых. В Центробанке создан специальный департамент по финансовому надзору, который занимается решением проблем на микро- и макроуровне.
И третий блок — выстраивание современной эффективной финансовой инфраструктуры. В частности, готовится к работе Центральный депозитарий, условия работы которого предполагают защиту прав инвесторов — как резидентов, так и нерезидентов; создан механизм центрального контрагента, призванный уменьшать риски на рынке ценных бумаг.
Вместе с тем главный исполнительный директор ИФК«Метрополь» Алексей Родзянко, говоря о перспективах создания в Москве международного финансового центра, в числе достоинств региона признал, что в России имеется крупный ликвидный рынок акций и облигаций, но тем не менее ей не хватает того, что есть у Кипра.
Так, Кипр, будучи некогда английской колонией, обладает эффективной правовой системой, в то время как в России, по словам Родзянко, правовая система ненадежна, высок уровень коррупции, и проблемы эти распространены весьма широко.
Министр финансов Республики Кипр Кикис Казаматис, чья речь прозвучала в ходе форума, тоже сосредоточился на характеристиках кипрской финансовой системы как стабильной и выдержавшей испытание кризисом. В числе этих характеристик он, в частности, назвал эффективное осуществление регуляционной и надзорной деятельности на рынке страны, а также высокий уровень защиты инвесторов.
Помимо того, по словам Казаматиса, успеху Кипра как международного финансового центра способствуют развитое сотрудничество государства с прочими странами ЕС и активная деятельность Комиссии по биржам и ценным бумагам Кипра.
Директор международной промышленной группы Marfin Laiki Bank в России Милтос Михаэлас указал еще на несколько немаловажных аспектов в сравнении двух финансовых центров — российского и кипрского. Как и Казаматис, он отметил то, что финансовая система Кипра устроена в соответствии с многолетними британскими деловыми традициями, богатым культурным наследием страны и ориентирована на инвесторов. Но, напоминает Михаэлас, подобную систему киприотам пришлось строить в течение 30 лет, и, по его словам, еще есть над чем работать.
Что касается России, то финансист полагает, что для привлечения инвесторов в Москву необходимы твердая почва под ногами, прозрачность, денежные вложения, доступ к человеческим ресурсам. По его словам, инвесторы едут либо в те места, где им легко работать, либо туда, где работы очень много. Россия представляет собой второй случай, но при должных вложениях, упорстве и настойчивости для достижения целей правительство РФ способно превратить Москву в международный финансовый центр.
Среди несомненных преимуществ России как экономического центра Михаэлас указал на ее географическое положение: во-первых, в Москву стремятся бизнесы из соседних быстроразвивающихся стран — к примеру, Украины, Казахстана и ряда государств СНГ; помимо того, Россия является связующим звеном между Азией и Европой.
Также финансист утверждает, что нынешний кризис в еврозоне может быть выгоден России, потому что инвесторы, напуганные проблемами ЕС, перенаправляют свои средства в более спокойные рынки и российские финансовые институты могут заполнить образовавшуюся пустоту.
В целом общий настрой участников конференции относительно реализации проекта по построению международного финансового центра в российской столице оказался вполне оптимистичен. Лучшее тому подтверждение — ответ Алексея Улюкаева на вопрос Банки.ру — удастся ли справиться со всеми этим проблемами? «Я считаю, что удастся, — ответил он. — Просто надо хорошо учиться и много работать».
Наталья ЧЕРКАШИНА, специально для Banki.ru, Лимасол — Москва