Американский закон Foreign Account Tax Compliance Act (FATCA) вызывает все большую обеспокоенность у российских банкиров. Кредитные организации предупреждают своих клиентов, что со следующего года они могут потерять до 30% на зарубежных переводах.
О том, какую угрозу для российской банковской системы представляет американский закон FATCA, в своем письме председателю правительства РФ Владимиру Путину рассказал глава Ассоциации российских банков (АРБ) Гарегин Тосунян.
Письмо было опубликовано на сайте АРБ в начале этой недели. В нем говорится о том, что новый закон, принятый в интересах американской налоговой службы (Internal Revenue Service, IRS) и вступающий в силу с 1 января 2013 года, потребует, чтобы все финансовые организации, в том числе и российские, заключили с IRS специальное соглашение. По этому документу банки будут обязаны уведомлять американскую налоговую о счетах, которые открывают у них клиенты, являющиеся налогоплательщиками в США. В случае отсутствия данных о подобных счетах американские налоговики оставляют за собой право принудительно взимать 30% от суммы подозрительных, с их точки зрения, переводов.
Обратиться напрямую к Владимиру Путину президента АРБ вынудило отсутствие, по его мнению, должной реакции со стороны профильных российских ведомств. В письме говорится, что ассоциация обращалась в МИД России, Минфин, Банк России и Федеральную налоговую службу (ФНС), но консолидированной позиции по решению проблемы FATCA так и не было выработано.
Сами банкиры по-разному оценивают последствия вступления в силу закона FATCA. В некоторых кредитных организациях уверены, что их клиентов новые требования не затронут. В Банке24.ру, в частности, проверили список клиентов и, убедившись, что среди них нет ни компаний, зарегистрированных на территории США, ни американских граждан, выразили твердую уверенность, что вступление в силу закона на кредитную организацию не повлияет.
По мнению начальника информационно-аналитического отдела Пробизнесбанка Валерия Пивеня, налоговые лазейки, для борьбы с которыми власти США планируют принятие закона, прежде всего включают в себя инвестирование американцами средств в международные трасты и партнерства. Именно эти инвестиции, по данным Пивеня, будут облагаться специальным налогом. «Я не думаю, что российская банковская система в значительной мере зависит от таких средств, однако появление FATCA повышает риски вмешательства американских налоговых органов в операции иностранных кредитных организаций», — уточнил Валерий Пивень.
Большинство банков все же уверены, что закон их коснется напрямую. Вице-президент и директор юридического департамента Промсвязьбанка Татьяна Кузьмина полагает, что полностью забыть о законе FATCA ни у кого не получится, поскольку если финансовое учреждение не сотрудничает с IRS, то любые платежи от источника в США в пользу такой организации и ее клиентов будут облагаться налогом в 30%, подлежащим удержанию банком плательщика в момент перевода.
«Введение FATCA поставило российские банки в сложную ситуацию: неисполнение закона влечет репутационные риски, а исполнение — правовые», — отмечают в пресс-службе Сбербанка. Речь о том, что передача клиентской информации за рубеж неправомерна: она противоречит законам «О банковской тайне» и «О персональных данных». Поэтому вопрос возможности предоставления данных американским налоговикам должен быть решен на государственном уровне, считают в крупнейшем банке страны.
По мнению Татьяны Кузьминой, логичным решением будет являться заключение между Российской Федерацией и США соглашения о взаимном обмене информацией, исключающем необходимость отдельного договора между каждым российским финансовым институтом и IRS. В этом случае правительство РФ должно назначить государственный орган, ответственный за сбор информации от российских кредитных учреждений по запросу FATCA и предоставление информации американской налоговой службе. По такому пути уже пошли Германия, Великобритания, Испания, Италия и Франция.
В пресс-службе Сбербанка уточнили, что в своем письме к Владимиру Путину банкиры просят правительство присоединиться к соглашению европейских стран с американским правительством. Это автоматически сделало бы все российские банки участниками новой системы. Кроме того, Россия будет иметь право получать сведения от американского правительства по доходам российских граждан за рубежом. Одновременно будет решена проблема и с банковской тайной, поскольку российские финансовые организации начнут передавать сведения по американским налогоплательщикам в рамках российского законодательства, а налоговые органы США будут обмениваться информацией не с банками, а с ФНС.
«Надо отметить, что далеко не все государства решают вопрос с IRS на уровне правительств», — отметил Валерий Пивень. По его сведениям, ряд иностранных кредитных организаций, столкнувшись с проблемой FATCA, предпочли закрыть счета американских клиентов во избежание недоразумений.
Если же Россия не захочет или не сможет присоединиться к европейским странам — участникам FATCA (например, получит отказ от европейцев), для легализации взаимоотношений с IRS есть и другой способ: внесение изменений в российское законодательство, которые позволят финансовым учреждениям выполнять требования FATCA и самим предоставлять информацию и документы американцам.
Пути решения проблемы перечислены в письме Гарегина Тосуняна Владимиру Путину, где содержится просьба рассмотреть вопрос о возможности реализации нескольких инициатив банковского сообщества, в том числе и перечисленных выше.
Банкиры согласны на любой из описанных вариантов. «В любом случае активность правительства РФ в данном вопросе позволит избежать неоправданно высокого 30-процентного налога с платежей российских кредитных организаций и их клиентов от источников в США», — подчеркивает Татьяна Кузьмина.
Леонид ЧУРИКОВ, Banki.ru