Отсутствие финансовых знаний у населения не дает покоя властям. 15 августа депутат Госдумы Анатолий Аксаков сообщил, что, по его оценке, затраты на программу повышения финансовой грамотности, которая будет включать в себя телевизионные ролики, уроки экономики в школах и распространение специальных финансовых словарей, составят примерно 500 млн. долларов. Депутат рассчитывает, что основную часть средств дадут кредитные организации. Банкиры же говорят, что пойдут на это только если увидят в финансировании образовательной программы персональный коммерческий смысл.
Разработкой программы повышения финансовой грамотности сейчас занимается Минфин. Государство провело исследование и обнаружило, что 60 млн. россиян (из 145,2 млн.) сегодня вообще не пользуются услугами банков. Около 20% населения имеет вклады, столько же пользуются денежными переводами. По информации Центробанка, 11% денежных средств страны хранится в кошельках граждан. Программа рассчитана на 5 лет. В нее войдут ролики на ТВ, социальная реклама, учебные программы для детей, которым на уроках экономики объяснят, что такое вклад, ценная бумага, паевый инвестиционный фонд. У властей также есть идея выпустить толковый словарь финансовых терминов: иными словами, как можно шире просветить население.
Разработка программы уже почти завершена, Минфин планирует запустить ее в начале 2008 года, сообщили в четверг, на совместной пресс-конференции Анатолий Аксаков и замдиректора департамента международных финансовых отношений, государственного долга и государственных финансовых активов Минфина РФ Андрей Бокарев. Однако денег на ее реализацию явно не хватает. Согласно оценкам
Остальное дадут банкиры, уверен Анатолий Аксаков. «На каждый рубль, вложенный государством, банкиры готовы вложить 2—3 рубля», — сообщил он 16 августа журналистам. Все банкиры, с которыми разговаривал депутат, по его словам, готовы профинансировать мероприятие, а семеро уже перечислили несколько миллионов рублей на счет, открытый Ассоциацией региональных банков России, возглавляемой депутатом Аксаковым. Раскрывать точную сумму пожертвований и имена добровольцев он не стал.
Банки будут участвовать в этой программе только, если увидят для себя персональную коммерческую выгоду, говорит зампредправления Москоммерцбанка Асхат Сагдиев. Например, в том случае, если пропаганду можно будет совместить с продажей банковских услуг. Так, например, некоторые инвесткомпании открывают образовательные центры, которые затем становятся, по сути, окном продаж их услуг. Примет ли участие в программе по ликбезу Москоммерцебанк,
С мнением о том, что кредитным организациям необходимо понимать личные выгоды от участия в образовательном проекте, соглашается и зампредправления Городского Ипотечного Банка Игорь Жигунов. «Готовность участников финансировать подобные мероприятия будет зависеть от понимания ими сути и результатов: нам надо представлять, какова будет отдача», — говорит он. По его словам, Городской ипотечный совместно с партнерами в нескольких регионах уже реализует собственный образовательный проект, в рамках которого проводятся семинары для населения, мастер-классы для СМИ, тренинги для ипотечных брокеров и риэлторов. Несмотря на это, он не исключил, что банк захочет поучаствовать и в более масштабных программах. Правда, пока в «Городской» предложений от Аксакова не поступало.
Впрочем, некоторые компании уже поняли, как заработать на финансовом ликбезе. 16 августа Visa International объявила о запуске социальной рекламы программы повышения финансовой грамотности населения — в области использования платежных карт. Она появится в августе и сентябре на уличных рекламных носителях, автобусных остановках, на общественном транспорте и в метро, а также в печатных СМИ в Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге. Рекламный сюжет состоит из пошаговой инструкции, объясняющей, как совершать платежи с помощью банковской карты и что делать, если карта украдена или потеряна. В интернете эта программа будет продвигаться через новый информационный портал «Азбука финансов». Несмотря на то, что эту социальную рекламу оплачивает Visa, ее логотипа нигде не будет. Социальная реклама увеличит количество желающих обзавестись банковскими картами в несколько раз, прогнозируют наблюдатели.
Светлана БАРСУКОВА