Вопрос о возможности увеличения требований к минимальному размеру капитала банков до 1 млрд рублей снова стал актуальным — в среду на эту тему высказался министр финансов Антон Силуанов. Региональные финучреждения, опрошенные порталом Банки.ру, не видят необходимости в такой мере, крупные банки, скорее, поддерживают эту идею, а независимые аналитики не понимают экономического смысла в подобном шаге.
«А что будет дальше?»
«Наша позиция, Минфина, заключается в том, чтобы можно было более активно повышать требования к минимальному размеру собственных средств кредитных организаций, — заявил в своем выступлении на конференции «Банковская система — 2012: вопросы регулирования и управления активами» министр финансов Антон Силуанов. — Да, у нас есть в законе этапность повышения минимальных требований. Мы говорим о том, что с 2015 года эта цифра будет 300 миллионов рублей. А что будет дальше? Мы вот тоже в правительстве обсуждаем».
Министр указал, что считает повышение требований к минимальному размеру капитала до 1 млрд рублей «возможным и нормальным». «Почему? Потому что чем больше будет капитализация кредитных организаций, тем больше будет возможностей по кредитованию», — объяснил он. Несмотря на то что дискуссия по этому поводу, как отметил Силуанов, продолжается, позицию Минфина в своем выступлении он выразил четко: «Мы за консолидацию банковской системы, и проще будет осуществлять за ней надзор со стороны Центрального банка. Больше возможностей будет и у кредитных организаций, которые имеют больший размер собственных средств».
Тема повышения размера минимального капитала до 1 млрд рублей не нова. Еще три года назад поднять планку до этого уровня предлагал Алексей Кудрин, занимавший тогда пост министра финансов.
Но пока требования к капитализации банков растут постепенно. С 2010 года их обязали нарастить объем собственных средств до 90 млн рублей, с нынешнего года — до 180 млн, а с 2015-го планка будет увеличена до 300 млн.
Предложения об увеличении размера минимального капитала до миллиардной планки уже с 2013 года, а с 2015-го — до 3 млрд содержатся в «Стратегии-2020» — итоговом докладе о результатах работы экспертной группы. Группу по развитию финансового и банковского сектора возглавляют президент Сбербанка Герман Греф и председатель совета директоров МДМ Банка Олег Вьюгин.
Цель данных инициатив достаточно проста — убрать из банковской системы кредитные организации с непрозрачным бизнесом и способствовать консолидации банковской системы. Те финучреждения, которые не смогут к нужному сроку увеличить капитал до необходимого размера, будут либо закрываться, либо становиться небанковскими кредитными организациями (НКО).
По подсчетам информационно-аналитической службы портала Банки.ру, на 1 марта текущего года из 917 кредитных организаций, размещающих информацию о капитале на сайте ЦБ, лишь у 288 капитал превышал 1 млрд рублей.
«Ничего страшного в работе таких банков нет»
Небольшие банки весьма болезненно относятся к повышению минимального уровня капитала. «Нет необходимости повышать капитал до такого уровня, — говорит заместитель председателя правления Витас Банка Сергей Сергеев. — Маленький капитал — маленький бизнес, ничего страшного в работе таких банков нет. Но повышение неизбежно, поскольку есть установка государства на укрупнение банковского бизнеса».
Генеральный директор ростовского Донхлеббанка Борис Леончик считает абсурдной идею повысить требования к минимальному размеру капитала до миллиарда. «Регулятор высказывает мнение, что вести надзор за крупными банками легче, но почему-то забывает упомянуть о Банке Москвы, Гута-Банке, других крупных кредитных организациях, — указывает он. — Соответственно, данная аргументация не выдерживает никакой критики. Если банки нормально работают, занимают свою нишу, показывают прибыльность бизнеса — зачем их ограничивать, да еще путем таких резких скачков по требованиям к капиталу?»
По мнению Сергеева, продолжение работы банков, не соответствующих новым требованиям, будет зависеть от возможностей их собственников. «Некоторые найдут возможность докапитализироваться, другие преобразуются в НКО, — говорит он. — Хотя я не думаю, что трансформация в небанковские организации будет массовой, большинство финучреждений, не соответствующих новым требованиям, просто исчезнут. НКО — специфический бизнес, и спрос на услуги таких организаций сейчас удовлетворен».
Леончик сетует на то, что в случае повышения требований до миллиарда Донхлеббанку, скорее всего, придется либо продавать бизнес, либо присоединяться к другой кредитной организации. Витас Банк, вероятно, будет решать проблему путем вливаний в капитал или опять же — присоединения.
По мнению руководителя казначейства Бинбанка Рауля Кумара, маловероятно, что большое количество собственников смогут в короткий период обеспечить вливание такого объема собственных средств в банки, отвлекая их из другого бизнеса.
»Выживут наиболее добросовестные?»
Крупные игроки банковского рынка относятся к возможности дальнейшего повышения требований к капиталу более лояльно. «Требование по увеличению минимального капитала является объективной необходимостью и логическим продолжением стратегии Центрального банка, направленной на консолидацию банковского сектора, — заявили в пресс-службе ВТБ 24. — С одной стороны, данная мера позволит очистить банковских сектор от части недобросовестных игроков, использующих финансовые схемы и вовлеченных в противоправную деятельность, с другой — дать формальный повод добросовестным игрокам увеличить свой капитал до предусмотренного законодательством уровня, а следовательно, получить возможности для реального расширения бизнеса».
Председатель правления Райффайзенбанка Сергей Монин также считает, что введение более высокого порога по капиталу будет способствовать либерализации норм регулирования в банковской системе.
Заместитель начальника отдела анализа предприятий и отраслей инвестиционного департамента Промсвязьбанка Дмитрий Монастыршин отмечает, что федеральные банки, «Почта России» и терминалы мгновенной оплаты, представленные во всех регионах страны, способны полностью покрыть потребности россиян в финансовых услугах. «К тому же современные технологии интернет- и мобильного банкинга позволяют использовать банковские продукты без территориальной привязки», — подчеркивает он.
Некоторые кредитные организации, чей капитал сегодня составляет менее 1 млрд рублей, также настроены весьма оптимистично. По словам руководителя департамента клиентского обслуживания Росавтобанка Максима Командирова, капитал банков — важнейшая величина, позволяющая поддерживать устойчивое сотрудничество с клиентами, расширять клиентскую базу и двигаться вперед самим. «В условиях стабильной развивающейся экономики рост банков логичен и необходим, и мы целиком поддерживаем предложения по постепенному повышению требований к капиталу», — говорит он. Командиров сообщил, что Росавтобанк не ждет изменений норм и требований и старается действовать с опережением — планку в 1 млрд рублей по капиталу банк планирует перешагнуть уже до конца текущего года.
«Мелкий банк имеет право на жизнь»
Вместе с тем Рауль Кумар из Бинбанка предостерегает, что простое увеличение «в лоб» минимального размера планки по капиталу может оказаться неэффективной мерой. «Можно было бы задуматься о диверсифицированной шкале требований к капиталу в зависимости от специфики деятельности кредитных организаций, наподобие системы, которая действует в США и Германии», — отмечает он. По мнению Кумара, для укрупнения банковской системы одного инструмента в виде повышения минимального капитала недостаточно — для повышения устойчивости, прозрачности и эффективности системы необходимы и другие меры.
Заместитель руководителя аналитического департамента ИК «Совлинк» Ольга Беленькая говорит, что экономический смысл повышения планки по капиталу до миллиарда не очень понятен. «Это, скорее всего, упростит жизнь регулятору, но при этом может отсечь от системы здоровых игроков рынка, — подчеркивает она. — Мелкий банк, если он грамотно управляет своими рисками, имеет право на жизнь».
По словам Беленькой, если решение о повышении требований будет принято, это приведет к ослаблению конкуренции и усилению позиций крупнейших банков. «Понятно, что активы сконцентрированы в первой сотне банков, тем не менее некоторые небольшие банки способны предлагать лучший сервис и более персонализированный подход в обслуживании клиентов», — отмечает аналитик.
«Все еще только обсуждается»
Высказывание министра финансов о возможности повышения размера минимального капитала вызвало резонанс как на банковском рынке, так и в средствах массовой информации. Во второй половине дня Ассоциация региональных банков России распространила среди журналистов обращение, в котором акцентировалось на том, что сам министр отметил — вопрос о дальнейшем повышении требований находится в стадии дискуссии.
Татьяна ТЕРНОВСКАЯ, Татьяна АЛЕШКИНА, Banki.ru