21 августа «дочка» группы BNP Paribas — Cetelem — объявила о начале операционной деятельности в России. Ее цель — в течение ближайших 2—3 лет войти в
Cetelem — один из лидеров портебкредитования в Европе. 100% ее капитала принадлежит BNP Paribas. Кредитный портфель Cetelem (по данным компании на конец июня 2007 г.) составил 58 млрд евро. Компания присутствует в 29 странах. В числе партнеров Cetelem — IKEA, Dell, Metro Group. Российская Cetelem является подразделением банковской «дочки» BNP Paribas — ЗАО «БНП Париба». В России компания будет специализироваться на потребкредитовании, автокредитовании и выпуске револьверных карт.
BNP Paribas входит в число крупнейших банков в Европе. Работает в 85 странах.
Ранее Cetelem говорила, что начнет первые операции в I квартале 2007 года. Но по техническим причинам перенесла этот момент на конец лета. Около двух недель назад она приступила к выдаче экспресс-кредитов в розничных сетях пяти крупных городов (Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Краснодара и Нижнего Новгорода). К концу года их количество увеличится до 10. В будущем французская компания планирует запустить прямые продажи (предоставление кредитов по телефону и через интернет), а также приобрести региональный банк для ускорения роста.
Кроме того, в этом и начале следующего года Cetelem начнет предоставлять услуги по автокредитованию и револьверным картам, до конца 2007-го откроет в регионах присутствия представительства, кредитно-кассовые офисы, офисы продаж в розничных сетях и салонах автодилеров. Ее цель — войти в пятерку лидеров рынка потребкредитования в 2009—2010 годах, сохраняя при этом оптимальный уровень рентабельности и управления кредитными рисками.
Cetelem пока не говорит, кто ее магазины-партнеры, обещая, что раскроет их имена после завершения первого этапа обкатки системы продаж экспресс-кредитов. Известно лишь, что это мелкие региональные розничные сети. В их числе, к примеру, сеть магазинов «Техника в белом» в Нижнем Новгороде. «Как только по истечению нескольких недель станет понятно, что система работает, мы сразу приступим к переговорам с крупными торговыми сетями», — пояснили в пресс-службе Cetelem.
Конкуренты Cetelem и эксперты смотрят на планы «дочки» BNP Paribas с легким скепсисом. Французам стоит хорошо постараться, чтобы войти в первую десятку банков: ритейловый рынок уже поделен между другими банками и достаточно конкурентоспособен, говорит директор Центра маркетинговых исследований ВТБ 24 Дмитрий Лепетиков. «Насколько я знаю, Cetelem не покупает никого из ритейлеров, а строит свою собственную сеть — процесс длительный и затратный: требуется внедрение новых технологий, маркетинговое продвижение и прочие затраты», — отмечает он.
Торговые сети уже поделены между банками, и Cetelem придется вести более агрессивную рекламную политику, тщательно просчитывать риски, вторит Дмитрию Лепетикову Валерий Кардашов, зампред правления Русь-Банка.
В череде препятствий, которые ждут Cetelem в России, есть и другие — так называемые догоняющие риски. «Они становятся опасными для банков не в начале деятельности, а через некоторое время, около 2—3 лет, — поясняет руководитель департамента финансовых исследований «Эксперт РА» Павел Самиев. — Скажем, финансовые показатели за первый год деятельности могут быть самыми радужными, если сформирована клиентская база, накоплен большой портфель кредитов. А потом могут начаться невозвраты, и банк столкнется с проблемой уменьшения маржи».
Если на рынке ипотеки или карточного кредитования эти риски еще не достаточно проявились, то на рынке потребкредитования они становятся заметными. В этой ситуации, учитывая высокую конкуренцию в этой сфере, банку придется вести довольно агрессивную рекламную политику или демпинговать. «Словом, пытаться «выжать все соки» из рынка потребкредитов», — отмечает эксперт. Однако до сих пор другим банкам этого не удавалось. Павел Самиев приводит в качестве примера Банк Сосьете Женераль Восток или ХКФ-Банк, которые так и не смогли реализовать подобную стратегию в полной мере.
Однако же у Cetelem есть неплохие перспективы стать заметным игроком на региональном рынке — там потребкредитование еще не так развито. «У банка есть примерно год, чтобы закрепиться в регионах», — считает Валерий Кардашев из Русь-Банка.
По стечению обстоятельств, старт Cetelem в России совпал с началом кризиса ликвидности на мировых рынках капитала. Но он вряд ли способен всерьез помешать французской компании, утверждают эксперты. Объемы российского рынка потребкредитования не слишком велики, и негативная ситуация на мировых финансовых рынках на него почти не влияет, говорит Дмитрий Лепетиков из ВТБ 24. А поскольку выход на рынок может занимать несколько лет, к моменту полного погружения Cetelem в российский ритейл у инвесторов, напротив, могут возникнуть средства, требующие вложений.
Светлана БАРСУКОВА, Наталья ЧЕРКАШИНА