Сотовые операторы и банки учатся работать сообща, развивая рынок мобильных платежей. Понимая, что в будущем им друг без друга не обойтись, банкиры и «сотовики» стремятся заранее просчитать свою выгоду и учесть все возможные риски. «МегаФон» недавно создал спецподразделение «Финансовые услуги», которое будет говорить с финансовыми институтами на одном языке.
Без банка оператору жизнь не мила
Сотовым операторам союз с банками жизненно необходим. За это надо благодарить российское законодательство, которое требует, чтобы мобильные платежи проходили через кредитные организации. Поэтому сотовые компании заметно активизировали свои партнерские отношения с банками. Например, «МегаФон» уже заручился поддержкой банков «Таврический», «Платина», «Рапида», Мастер-Банка, а также Киви Банка и наращивает количество партнеров из числа финучреждений. Налаживать связи с банками и развивать направление мобильных платежей «МегаФона» будет новое подразделение «Финансовые услуги», созданное в рамках фирмы MegaLabs.
Для использования телефона как средства платежа (расходования средств для оплаты товаров и услуг) при взаимодействии с банками оператору нужен действенный эквайринговый механизм. Оператор в этой схеме является, по сути, владельцем счета, с которого производится платеж. «Мы играем роль эмитента, в то время как Альфа-Банк обеспечивает соответствие российскому законодательству, согласно которому мобильные платежи должны проходить через кредитную организацию», — объясняет схему взаимодействия директор по продуктам и развитию бизнеса «ВымпелКома» Виктор Маркелов.
«Сотовикам» банки нужны не только для проведения платежей, но и для развития каналов пополнения лицевых счетов, считает Виктор Маркелов. В свое время, чтобы уйти от скретч-карт (с которых пополнялись счета), операторы вложились в построение новых моделей зачисления средств — через розничные сети, банкоматы и терминалы. Сейчас сотовые компании делают ставку на онлайн-каналы, которые предполагают использование абонентами банковских счетов и карт. «Мы стремимся работать со всеми банками, поскольку наша задача — сделать связку с той картой, которая есть у пользователя», — подчеркнул Маркелов. В число первых партнеров «ВымпелКома» вошли наиболее крупные эмитенты: Сбербанк, Альфа-Банк, ВТБ 24, «Русский Стандарт», но ими оператор не собирается ограничиваться.
Директор бизнес-направления «Финансовые услуги» компании MegaLabs (на 100% «дочка» «МегаФона») Денис Зырянов уверен, что один банк никогда не сможет обеспечить массовое покрытие всех сервисов (всех получателей платежей) в рамках страны. Но это не исключает схемы, при которой оператор выбирает для проведения платежей один «опорный» банк, который работает с другими кредитными организациями на основании межбанковских договоров. Такая схема, по словам Зырянова, сильно упрощает работу оператора: он передает часть коммерческих функций «опорному» банку, при этом сохраняется возможность работать со всем рынком.
Похожей точки зрения придерживаются и в финучреждениях. По мнению начальника отдела перспективных проектов дирекции развития электронных услуг Альфа-Банка Михаила Батуева, при мобильных платежах третьим сторонам увеличивается количество регуляторов, нормативных актов. Зачастую клиент при совершении простой покупки с мобильного становится одновременно стороной по трем и более договорам с различными организациями. Банку все эти проблемы хорошо знакомы, и решать их ему проще, чем сотовой компании.
Банкиры, как всегда, никуда не спешат
Банкирам хорошо известно о том, что без них операторы не могут развивать платежный бизнес, и в союзе кредитной организации и «сотовика» заинтересованность последнего заметно выше. Это, в частности, отмечает заместитель председателя правления Райффайзенбанка Андрей Степаненко. Он уверен, что причина заинтересованности мобильных операторов состоит в снижении маржи в основном бизнесе. Соответственно, операторы ищут другие направления и забираются на территорию платежных систем. При том, что размер среднего чека за мобильный платеж непрерывно растет, возникает вопрос — откуда брать деньги, если на лицевом счете их уже не хватает? По мнению Степаненко, ответ очевиден: с банковской карты. Привязывая к ней лицевой счет, операторы получают доступ к средствам абонента. Тот, в свою очередь, начинает больше тратить, в том числе и на услуги связи. Для оператора выгода прямая.
Банки же, полагает Степаненко, не так уж и сильно нуждается в союзе с сотовыми операторами потому, в частности, что для организации мобильных трансакций напрямую от клиента к клиенту банку необходимо серьезно перестроить IT-инфраструктуру. При этом неизвестно, насколько вырастет количество переводов и за какое время окупятся эти вложения. Таким образом, чаще всего возникает союз между банком и оператором, у которых одни и те же акционеры. Либо речь идет о каком-либо эксклюзиве, делающем контракт взаимовыгодным.
Заместитель начальника управления разработки технологий розничного бизнеса Пробизнесбанка Мария Гладких считает, что у банков тем не менее есть свой большой интерес во взаимоотношениях с оператором — погашение кредита с мобильного телефона. Но быстрому развитию полноценных партнерских отношений препятствует, со своей стороны, законодательство, которое не позволяет использовать счет оператора как аналог банковского счета. Кроме того, операторские комиссии, по мнению Гладких, все еще слишком высоки, чтобы мобильный канал стал по-настоящему интересен клиентам, желающим пополнять свой банковский счет с телефона. Для примера здесь можно указать комиссию, которую взимают с клиентов на сайте Ruru.ru (проект, курирующий всю мобильную коммерцию «ВымпелКома»), — при погашении кредита или переводе средств с мобильного счета на банковскую карту абоненты сети «Билайн» заплатят 4,95% комиссионных, а «МегаФона» — 5,95%. Мария Гладких уверена, что клиенты начнут активно пользоваться подобным сервисом при условии снижения комиссии до 1—2%. По этим и другим причинам у Пробизнесбанка и банков группы «Лайф» нет прямых договоров ни с одним из операторов «большой тройки».
В некоторых «дочках» иностранных банков видят целесообразность сотрудничества с сотовыми операторами в совместном продвижении бесконтактных NFC-платежей. Но NFC — это лишь планы. По словам руководителя подразделения развития кредитных карт Ситибанка Петра Карпова, рынок бесконтактных платежей на данный момент очень ограничен. Даже в США, где технология развивается наиболее активно, число розничных терминалов, принимающих NFC-платежи, не слишком велико. А в России оно измеряется несколькими сотнями устройств. «Кроме того, успешно работающие платежные приложения для телефонов, такие как мобильный кошелек Google Wallet, применимы пока только для очень ограниченного круга моделей телефонов», — поясняет Карпов. Сейчас указанное приложение работает лишь на телефонах с операционной системой Android версии не ниже 2.3 (Gingerbread). Пока строится инфраструктура бесконтактных платежей, Ситибанку в России приходится сотрудничать с операторами «большой тройки», главным образом для обеспечения автоматического пополнения мобильных счетов клиентов или перевода средств с банковской карты на мобильный по запросу. Помимо этого, Ситибанк выпускает кобрендинговые кредитки с «МегаФоном» и МТС.
Менеджер по развитию сервисов ДБО Абсолют Банка Дмитрий Аржанов считает, что сотрудничать с операторами банкам может быть выгодно, учитывая, что основная масса онлайн-платежей через системы дистанционного банковского обслуживания и банкоматы — это пополнение лицевых счетов абонентов сотовых сетей. При этом, присоединяясь к союзам, которые уже заключили операторы с «опорными» банками, новым партнерам из числа кредитных организаций следует оценивать риски, связанные с пересечением продуктов и возможной потерей части клиентской базы. Абсолют Банк, очевидно, такие риски оценил, поскольку пока еще не сотрудничает напрямую ни с кем из операторов.
С рискованностью больших союзов в целом согласен партнер департамента аудиторских услуг KPMG в России и СНГ Мейсон Токарц, который рассказал, что на мировом рынке мобильных платежей изначально были популярны консорциумы с большим числом участников, однако по мере повышения потенциала рынка и заинтересованности клиентов союзы становятся все более узкими и специализированными.
Леонид ЧУРИКОВ, Banki.ru