МКБ стало тесно в Москве

Дата публикации: 16.05.2012 00:05
4 890
Время прочтения: 5 минут

Как стало известно Банки.ру, Московский Кредитный Банк (МКБ) планирует вернуться в регионы, где он свернул бизнес во время кризиса. Кредитная организация намерена таким образом увеличить свои доходы за счет развития там розницы и нарастить объемы бизнеса для проведения намеченного на ближайшие годы IPO.

О том, что МКБ решил возобновить региональную экспансию, порталу рассказал президент банка Александр Николашин. «Сейчас мы прорабатываем концепцию выхода в регионы, — говорит он. — У нас два варианта: либо осуществлять масштабную экспансию, либо выбрать несколько близлежащих к Москве регионов и открыть там дополнительные отделения. В мае-июне мы определимся с концепцией, если будет выбран второй вариант, то к его реализации мы можем приступить уже этим летом».

Московский Кредитный Банк закрыл отделения в восьми регионах осенью 2009 года и сфокусировался на развитии сети в Московском регионе. На данный момент сеть включает в себя более 70 точек обслуживания (допофисов и оперкасс вне кассового узла). За этот период бизнес банка существенно вырос. По данным информационно-аналитической службы Банки.ру, с января 2010 года по апрель 2012-го объем вкладов населения увеличился на 183,6%, розничный кредитный портфель вырос на 221,4%, корпоративный — на 204%.

Стремление вернуться в регионы обусловлено несколькими причинами. Во-первых, это способ дальнейшего развития. «В Московском регионе уже достигнут некий предел в части получения доходов от розничного бизнеса, — поясняет Николашин. — Рейтинговые агентства, такие как Fitch Ratings, S&P, Moody’s, постоянно указывают в своих отчетах, что у нас есть потенциал выхода в регионы, что необходимо уже перешагнуть эту ступень».

Во-вторых, по его словам, есть пожелание по развитию в регионах от будущих новых акционеров банка — Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) и Международной финансовой корпорации (IFC).

Помимо открытия отделений, кредитная организация намерена также предоставлять услуги по инкассации и развивать терминальную сеть, что также является частью бизнеса кредитной организации в Московском регионе.

Эксперты называют решение МКБ логичным, указывая на высокую конкуренцию среди банков в Москве, которая вынуждает кредитные организации искать новые точки роста в регионах. «Треть банковского бизнеса России сосредоточена в Московском регионе, и здесь фантастический уровень конкуренции, сравнимый с конкуренцией в странах Западной Европы. Отсюда низкая рентабельность бизнеса, — считает аналитик «ВТБ Капитала» Михаил Шлемов. — В регионах конкуренция ниже, маржа выше, потому стремление развиваться за пределами столицы выглядит разумно».

«В небольших региональных городах существует, как правило, лишь несколько отделений банков, которые не могут в полной мере удовлетворить спрос населения в банковских продуктах, — объясняет аналитик ХКФ Банка Станислав Дужинский. — Но банки, обладающие такими конкурентными преимуществами, как скорость работы, высокий уровень сервиса и доступные кредиты и депозиты, могут успешно работать на пока неосвоенных региональных рынках».

Директор департамента розничных продаж Промсвязьбанка Леонид Бацев напоминает, что Москва — это больше «депозитный» регион. «Чтобы развивать розничное кредитование — наиболее доходный сегмент, нужно идти в регионы», — говорит он.

Для МКБ выход за пределы столицы может быть также этапом подготовки к проведению IPO, не исключают аналитики. Ранее сообщалось, что кредитная организация планирует разместить свои акции на открытом рынке в 2013—2014 годах. «Банк стремится нарастить объемы бизнеса и увеличить свой рыночный вес. Инвестиции международных финансовых организаций в данном случае могут быть формой поддержки для осуществления экспансии», — полагает замруководителя аналитического департамента компании «Совлинк» Ольга Беленькая.

Впрочем, эксперты предупреждают, что успех экспансии во многом будет зависеть от ее масштабов, выбора регионов, а также от общей экономической ситуации в стране. «Некоторые банки, которые активно открывали отделения в регионах еще до кризиса, надеялись на рост экономики, однако впоследствии бизнес там для них оказался убыточным», — напоминает Ольга Беленькая.

По словам зампреда правления Абсолют Банка Ивана Анисимова, выход в регионы хотя и является потенциально интересным мероприятием, но при этом остается весьма затратным проектом. «Во многих городах России конкуренция не меньше, чем в Москве, — добавляет он. — Просто рынок меньше, и игроки там несколько другие».

По мнению Леонида Бацева, чтобы этот процесс не оказался высокозатратным, нужно открывать офисы «легкого» формата, которые быстро окупятся.

Татьяна АЛЕШКИНА, Banki.ru

Читать в Telegram
telegram icon

Обучение

Материалы по теме