Напряженность вокруг выхода Греции из еврозоны приближается к точке кипения. И чем она сильнее, тем более четко европейские политики должны вспомнить главный урок, который преподал им крах Lehman Brothers: все составляющие глобальной финансовой системы взаимосвязаны, и это чревато непредсказуемыми последствиями для всего мира. О том, каковы могут быть эти последствия, рассуждает корреспондент FoxBusiness.com Мэтт ИГАН.
Выход Греции из еврозоны на этой неделе стал еще более вероятным, если учесть, что европейские политические лидеры начали просчитывать возможные варианты развития событий, не дожидаясь греческих выборов в следующем месяце, а финансовые рынки вновь забили тревогу.
Разумеется, между крахом Lehman Brothers и нынешними событиями есть очевидные различия, но есть и пугающее сходство.
«По-моему, в случае с Lehman взаимосвязанность «мировой финансовой системы» не оценили по достоинству. То же самое я вижу и в случае с Грецией», — отмечает Марк Чандлер, глава валютного подразделения компании Brown Brothers Harriman.
Во время кризиса, связанного с Lehman, американские политики чересчур «пренебрежительно» относились к возможным последствиям, а их заявления сводились к следующему: «Извините, Lehman мы спасти не можем, но остальные проблемы решим». Но они и понятия не имели, что это будут за проблемы», — добавляет Чандлер.
Исключение Греции «заразно» для всех
Некоторые представители финансового рынка убеждены, что еврозона должна исключить Грецию. А ее пример должен послужить предупреждением для других стран, обремененных долгами, в частности, Испании, Португалии и Италии, с тем чтобы они привели свои дела в порядок.
«Это серьезная угроза. Исключение Греции должно продемонстрировать наличие политической воли и заставить прочие страны придерживаться установленных правил, а не то…» — поясняет Кэм Харви, профессор финансов Университета Дюка.
Подобные заявления вызывают в памяти попытки экс-министра финансов США Генри Полсона и других чиновников ограничить вредоносное влияние банкротства Lehman Brothers.
Как бы то ни было, некоторые аналитики называют цену, в которую обойдется исключение Греции из еврозоны (включая ущерб от распространения ее проблем на другие страны): от 500 млрд до 1 трлн евро, или 639 млрд и 1,28 трлн долларов США соответственно.
«Последствия могут быть весьма серьезными, а распространение проблем на другие слабые экономики будет трудно остановить», — написал в своем докладе в понедельник Майк Райан, старший инвестиционный стратег компании UBS.
Удар по банковской системе
Поскольку кризис распространяется подобно «эффекту домино», следующими его жертвами станут те, кто послабее. В 2008 году такими слабыми игроками стали Merrill Lynch и Morgan Stanley, после чего в дело пришлось вмешаться американскому правительству.
В Европе же, как убеждены аналитики, рынок ударит по Испании и Италии — ставки по гособлигациям этих стран резко взлетят, и в итоге эти бумаги могут быть вообще удалены с торгов.
«Сначала «выдавят» Грецию, а затем почему бы Португалии не стать следующей? Это скользкая дорожка. Если выдавить зубную пасту из тюбика, то запихнуть ее обратно будет очень непросто», — предостерегает Чандлер.
Греческая проблема, подобно метастазам, опутает все банки региона; точно тем же некогда грозил крах Lehman. Если банкам страны придется эмитировать драхмы вместо евро, то вкладчики в других проблемных странах тоже начнут изымать свои деньги со счетов, что угрожает всей европейской банковской системе.
«Я разделяю мнение о том, что в случае исключения Греции последствия для еврозоны, для ее финансовой системы и реальной экономики будут чрезвычайными», — констатировал бывший премьер-министр Греции Лукас Пападемос в интервью The Wall Street Journal на этой неделе.
Страхи преувеличены?
Конечно же, эти прогнозы относительно перспектив Греции кому-то представляются чересчур мрачными.
В конце концов, у политиков было предостаточно времени на то, чтобы предугадать возможный выход из еврозоны как Греции, так и другого государства. И это представляет собой разительный контраст с ситуацией 2008-го, когда падение Lehman, казалось, захватило американское правительство врасплох.
«Ничего неожиданного тут нет. Мы наблюдали такое положение дел годами, и еврозона предлагала Греции поддержку много раз», — напоминает Харви.
Джен Рэндолф, директор подразделения суверенных рисков компании HIS Global Insight, отмечает, что и у Европейского центробанка (ЕЦБ), и у прочих правительственных структур было достаточно времени на укрепление проблемных банков и на то, чтобы убедить частных инвесторов списать часть греческого долга. «У Европы есть план действий на случай дефолта, чтобы смягчить возможный шок», — утверждает он.
Как указывает Харви, меры по подготовке к исключению Греции должны предотвратить хаос и панику, подобные тем, которые породило в свое время банкротство Lehman.
Несмотря на то что греческая сторона разыгрывает карту «заражения кризисом» в ходе переговоров, «это партия в покер, которую Греции не выиграть», добавляет Рэндолф. «МВФ и Германия и глазом не моргнут. Такова сущность европейской политики — балансировать на краю. Хорошо хоть, до военных действий не дошло», — заключает он.
Стоит ли рисковать?
Еще одно коренное различие между Грецией и Lehman Brothers заключается в том, что банк после своего падения практически прекратил свое существование, разорив акционеров. А вот страна и народ останутся и в случае выхода Греции из еврозоны.
«Много говорится о минусах, которыми грозит отказ от евро. А каковы же плюсы?» — задается вопросом Харви.
В частности, он полагает, что девальвация драхмы сделает греческий госдолг более управляемым, увеличит экспорт, снизит стоимость рабочей силы и ускорит экономический рост.
Финансовые рынки ежедневно балансируют между этими двумя возможными прогнозами.
Так, в среду евро упал до уровня, невиданного с августа 2010 года, а для индекса Dow Jones 14 из последних 16 торговых сессий завершились снижением — подобного не случалось с августа 1982-го.
Если учесть, насколько инвесторы просчитались в 2008 году в самом начале падения Lehman Brothers, то понятно, почему сегодня они предпочитают быть осторожнее в своих прогнозах.
«Вполне обоснованно ожидать от ЕЦБ и европейских властей мер по предотвращению распространения кризиса на другие страны в случае исключения Греции. Однако если вспомнить опыт последних двух-трех лет, то уверенности в успехе их действий нет», — подытоживает Райан.
Наталья ЧЕРКАШИНА, специально для Banki.ru