Когда цены на нефть падают, рады этому почти все. Для вынужденных затянуть пояса потребителей в развитых странах это означает экономию на автозаправках — тем самым высвобождаются дополнительные денежные ресурсы на другие товары, и это способствует экономическому росту. Для развивающихся государств понижение нефтяных цен хорошо тем, что уменьшается инфляция и благодаря этому их центробанки могут стимулировать проседающий экономический рост. Глобальная экономика все еще не оправилась после кризиса 2008 года, и для правительств по всему миру снижающиеся цены на «черное золото» — на редкость приятная новость. Однако приятна она не для всех. О том, почему для российской экономики так важна дорогая нефть, рассуждает корреспондент журнала Time Майкл ШУМАН.
Владимиру Путину эти новости не по душе. Экономика, построенная российским президентом, держится на нефти и крайне от нее зависима. Падающие цены на энергоноситель означают проблемы для России и подрывают устойчивость не только экономического роста, но и стабильность положения самого Путина.
Несмотря на то что Россия упоминается в числе ведущих развивающихся экономик мира наряду с Китаем и Индией, она все-таки существенно отличается от прочих подобных. Индия растет за счет возрастающего населения, но Россия стареет подобно Европе; экономистам внушает опасения чрезмерная зависимость Китая от зарубежных инвестиций, но России этих инвестиций сильно недостает. Словом, РФ — по сути, нефтяная страна. Она крупнейший производитель нефти в мире (даже крупнее Саудовской Аравии), и зависимость России от «нефтяной иглы» все время растет. Еще около десяти лет тому назад нефть составляла менее половины совокупного объема экспорта страны, сегодня же этот показатель поднялся до двух третей. Свыше 50% доходов федерального бюджета РФ формируется за счет прибылей нефтяных компаний.
Более того, созданная Путиным экономическая модель зависима не просто от цен на энергоноситель, а от высоких цен на него. Нефть «смазывает» механизм российской экономики: благодаря ей государство может позволить себе расщедриться на расходы, подстегивающие объемы внутреннего потребления. Бюджетные траты достигли 23,6% от ВВП страны за I квартал 2012 года по сравнению с 15,2% четырьмя годами ранее. А это означает, что для сохранения такого уровня расходов Путину нужна нефть подороже, чем несколько лет назад.
Согласно данным исследовательской компании Capital Economics, в 2008 году в российский бюджет была заложена стоимость 55 долларов за баррель, однако сейчас этот уровень достиг около 120 долларов. Реальные же цены на энергоноситель сегодня гораздо ниже: Brent торгуется примерно по 100 долларов за баррель, а сырая нефть — менее 90. Чем ниже цены, тем тяжелее приходится российскому бюджету и тем сложнее Путину и его правительству распределять нефтяное благосостояние среди населения. Учитывая, что значительная часть российских граждан недовольна его переизбранием на пост президента, а в Москве продолжаются акции протеста, вряд ли Путин может себе позволить допустить серьезные экономические потрясения или дать кому-либо усомниться в своей способности подключать правительственные ресурсы для поддержания собственной популярности.
Поэтому российский президент «не теряется» даже на фоне дешевеющей нефти. Его правительство намерено в случае необходимости в ближайшие два года выделить 40 млрд долларов на поддержку экономики страны. У него все еще есть пространство для маневра: нефтедоллары, припасенные на черный день, могут удовлетворить нужды бюджета. Однако Путин не располагает той же свободой действий, что раньше, — стабфонд РФ сократился с 8% ВВП в 2008 году до чуть более 3% на сегодня. Все это, по мнению Capital Economics, демонстрирует слабости российской экономики: «Как мы отмечали ранее, корень проблемы — в частности, в том, что Россия сейчас гораздо сильнее зависит от высоких и стремящихся к росту нефтяных цен, чем ранее… Тот факт, что доля «постоянных» расходов (на пенсии и зарплаты) увеличилась, создаст дополнительные проблемы в случае снижения цен на нефть (а также это вызывает дополнительную озабоченность, если рассматривать среднесрочные перспективы экономического роста)… Нынешняя модель роста выглядит неустойчивой, если нефть не будет стоить в районе или выше 120 долларов за баррель».
Единственный выход из этого тупика — снижение зависимости России от цен на нефть. Для этого потребуется значительно больше инвестиций, особенно инвестиций в частный сектор, с тем, чтобы развивать новые направления промышленности и создавать более привлекательные рабочие места. Однако для улучшения неблагоприятного инвестиционного климата в стране понадобится множество реформ, включая приведение в порядок неэффективных госпредприятий, повышение конкурентоспособности, прекращение процесса вытеснения государством частных предприятий и победу над повсеместной коррупцией. Путин и сам неоднократно высказывался в поддержку таких реформ — в частности, произнося речь на июньском экономическом форуме в Санкт-Петербурге.
Он заявил, что правительство осознает серьезность проблем в российской экономике в средне- и долгосрочной перспективе. Экономика все еще не диверсифицирована надлежащим образом. Большая часть добавочной стоимости формируется в сырьевых секторах. Велика доля неконкурентоспособных, устаревших предприятий, и по-прежнему сильна зависимость России от нефти. Если не учитывать нефтяные прибыли, то правительству необходимо бороться с угрожающе высоким бюджетным дефицитом — это ахиллесова пята российской экономики. Путин подчеркнул, что для притока инвестиций инвесторам следует предложить исключительно выгодные условия для капиталовложений, причем условия не просто выгодные, а на самом деле более хорошие и конкурентоспособные. Это ключевая задача российской государственной политики. Российский президент заверил, что государство будет постепенно снижать свою долю в ряде промышленных секторов и активов. При этом, по его словам, коррупция без преувеличения остается наибольшей угрозой для развития экономики страны, и это для нее больший риск, нежели ценовые колебания на нефтяном рынке.
Впрочем, хотя Путин и его союзники говорили подобное и раньше, мало что изменилось. Достижение заявленных им целей потребует радикальных перемен в стране, но до сих пор он не показал особого энтузиазма в их осуществлении.
Тем не менее, возможно, ему придется на эти реформы пойти. По прогнозам Capital Economics, российская экономика может серьезно замедлить свой рост: до 3,8% в 2012-м и 2,5% в 2013-м — и это по сравнению с 4,3% по итогам 2011 года. А без реформ судьба экономики Путина, как и судьба его президентства, будет зависеть от непредсказуемых скачков на сырьевых рынках.
Перевела Наталья ЧЕРКАШИНА, специально для Banki.ru