Украина форсирует принятие закона, запрещающего финансовые пирамиды. Это реакция на финансовую и политическую активность на территории страны самого известного российского «пирамидостроителя» Сергея Мавроди. Портал Банки.ру разбирался в том, почему создателей финансовых пирамид невозможно привлечь к уголовной ответственности в России.
Украинская Национальная комиссия по регулированию рынков финансовых услуг 27 августа официально подтвердила завершение работы над проектом закона «О запрете финансовых пирамид в Украине». Он вводит наказание не только для самих организаторов финансовых пирамид, но и для их сообщников. Под эту категорию подпадают граждане, которые предоставляют организаторам помещения, транспорт, технические средства или какое-либо другое имущество, а также умышленно рекламируют финансовую пирамиду и помогают привлекать активы. За создание или содействие в создании пирамиды закон предусматривает штраф в размере от 100 до 200 не облагаемых налогом минимумов или ограничение свободы на срок от года до 3 лет. За повторную организацию мошеннической схемы вводится наказание от 3 до 5 лет ограничения либо лишения свободы. Создателям пирамид в крупных размерах с использованием информационных систем и электронно-вычислительной техники грозит лишение свободы на срок до 8 лет с конфискацией имущества.
Этот закон напрямую связан с активностью знаменитого российского пирамидостроителя Сергея Мавроди, который пытался развивать прогоревшую МММ-2011 и новые проекты «МММ-2012» в соседних с Россией странах — Украине и Белоруссии. Мавроди даже объявил о создании на Украине политической партии «МММ», которая собирается участвовать на предстоящих в октябре выборах в Верховную Раду.
В России привлечь Мавроди к уголовной ответственности пока не удалось. Единственное уголовное дело лично против него, да и то по собственной инициативе, в мае нынешнего года завел прокурор Колыванского района Новосибирской области Алексей Войтов. Сначала фигурантом дела стал так называемый сотник Мавроди — Алексей Астафьев. Не выезжая из крошечного райцентра, он сумел получить от примерно сотни вкладчиков проекта «МММ-2011» около 10 млн рублей. Затем Войтов дал указание переквалифицировать действия Астафьева на более жесткую часть 2 статьи 171 УК РФ («Незаконное предпринимательство»). Она предусматривает срок до пяти лет. А сам Мавроди стал подозреваемым в пособничестве незаконному предпринимательству.
Уже после краха проекта «МММ-2011», в июне, было заведено несколько дел по фактам покушения на мошенничество, но не против Мавроди лично. Сам организатор пирамиды, в середине марта приговоренный к пяти суткам ареста за неуплату штрафа, сбежал
Отдельной статьи или закона о запрете финансовых пирамид в России по-прежнему нет, хотя еще в 1990-е годы жертвами таких афер стали десятки миллионов людей. Роспотребнадзор предлагает приравнять финансовые пирамиды к азартным играм, а ФАС — регулировать эту проблему отдельным законом.
Российские власти еще в мае обещали подготовить поправки в Уголовный кодекс и в закон о рекламе, вводящие ответственность за пропаганду и рекламу финансовых пирамид. «Как только будет дано формальное определение финансовых пирамид, я тут же внесу изменения на сайте, чтобы МММ под это определение не подпадала, — тогда же заявлял «Ведомостям» уже находившийся в бегах Мавроди. — У меня это займет минут пятнадцать от силы, а вот банкам, инвестиционным фондам и прочим финансовым институтам, нередко осуществляющим схожую деятельность, придется несладко». Мавроди упирал на то, что в МММ нет договорных отношений, поэтому запретить пирамиду невозможно.
Дальше всех по пути борьбы с Мавроди и его возможными последователями пока продвинулся Верховный суд РФ. Он разработал законопроект, дополняющий статью 159 УК РФ («Мошенничество») шестью новыми составами: мошенничество в сфере кредитования, получения пособий, мошенничество с банковскими картами, при инвестиционной деятельности, а также в сфере страхования и компьютерной информации.
На днях правительство опубликовало свой отзыв на этот законопроект. В отзыве за подписью вице-премьера, главы аппарата правительства Владислава Суркова закон в целом поддерживается. Но прямо указано на то, что одна из формулировок позволит создателям финансовых пирамид остаться безнаказанными.
«Декларируемая в пояснительной записке цель введения статьи 159—4 УК (мошенничество при инвестиционной деятельности) — борьба с мошенничеством, совершаемым по принципу финансовых пирамид, не может быть достигнута без законодательного определения понятия «финансовая пирамида», которое законопроектом не предусмотрено», — говорится в отзыве. Правительство напомнило, что «финансовые пирамиды не заявляют своей целью ведение инвестиционной деятельности и не осуществляют ее, а являются добровольными деловыми клубами с платным включением новых участников или кредитно-потребительскими кооперативами».
Ну а самый любопытный вариант возможного уголовного преследования Мавроди еще в апреле 2012 года изложил его бывший адвокат Александр Молохов. По его мнению, основателя МММ могут привлечь за организацию секты. Видимо, в России это сделать проще, чем наконец принять закон о запрете финансовых пирамид.
Наталья РОМАНОВА, Banki.ru