Как стало известно порталу Банки.ру, ВТБ 24 постепенно отказывается от бонусных карточных программ. С 15 июля этого года банк прекратил выпуск карт «Мобильный бонус 10%», а уже с 1 октября будут изменены условия по «классической» карте «Мои условия» — cash-back снизится вдвое.
Кредитная карта «Мои условия» (МУ) представлена в ВТБ 24 в двух категориях — MasterCard Standard и MasterCard Gold. По этому банковскому продукту предусмотрен cash-back — кредитная организация возвращает на счет держателя карты от 1% до 5% от суммы покупок.
В конце августа посетитель форума Банки.ру Malak пожаловался в «Народном рейтинге»: «Пару месяцев назад открыл в банке кредитную карту «Мои условия». Обслуживание карты — 900 рублей. Эти деньги списывают сразу при открытии. Вчера пришла эсэмэска, что банк меняет в одностороннем порядке условия возврата по карте — вместо 5% и 1% на 3% и 0,5%. И предлагает выпустить еще одну карту «Мои условия» MasterCard Gold, чтобы сохранить прежние условия (5% и 1%), заплатив при этом за обслуживание и этой карты». Несколько форумчан также заявили, что им пришли подобные СМС-сообщения, и выразили недовольство политикой банка. Следует отметить, что на официальном сайте кредитной организации условия по картам МУ пока не изменились.
В ВТБ 24 подтвердили, что уже с 1 октября для держателей «классической» карты «Мои условия» начнет действовать сниженный cash-back от 0,5% до 3%. При этом максимальный ежемесячный бонус по-прежнему не будет превышать 15 тыс. рублей.
«В банке ВТБ 24 по картам «Мои условия» обоих уровней — Standard и Gold — действовали одинаковые условия, — говорит Александр Бородкин, начальник управления пластиковых карт ВТБ 24. — В рамках этого банк принял решение: чтобы дифференцировать предложения по картам «Мои условия» Standard и Gold, ввести различный cash-back».
Зампредправления СДМ-Банка Вячеслав Андрюшкин считает, что изменение условий по тому или иному продукту, если это не противоречит закону, — это прерогатива банка, тем более если речь идет о начислении бонусных баллов. «Если клиенту не понравится нововведение банка, то его, по сути, ничто не держит — он может перейти в другую кредитную организацию и выбрать другую бонусную программу», — утверждает он.
Начало конца
Проблемы с бонусными картами возникли у клиентов ВТБ 24 еще год назад. В отделениях потенциальным держателям отказывались выдавать карты «Мобильный бонус 10%» (МБ), а у ряда клиентов такие карты даже блокировались кредитной организацией. Прошлой осенью в ВТБ 24 подобную тенденцию объясняли тем, что некоторые недобросовестные держатели МБ и МУ имели большой пул этих карт, но выводили деньги только в одну организацию — «Билайн», не совершая иных операций. Таким образом, находчивые держатели карт переводили деньги с кредитной карты на свой авансовый счет «Билайна» и обратно, получая бонус абсолютно бесплатно. Для таких клиентов кредитная организация приостановила обслуживание карт с просьбой прояснить цель проведения подобных переводов.
В октябре прошлого года в ВТБ 24 отмечали, что обязательства перед клиентами будут соблюдаться согласно заключенным договорам, решения о закрытии продукта «Мобильный бонус 10%» в банке нет, но возможна его модернизация. Сейчас среди продуктовой линейки банка этого вида карт нет, кроме того, бонусы по нему перестанут действовать с 30 декабря текущего года.
«Причина была экономическая, а отнюдь не мошенническая, — утверждает Александр Бородкин. — Проект «Мобильный бонус 10%» был закрыт в связи с тем, что продажи этого продукта снижались, и ни ВТБ 24, ни «Билайн» не видели целесообразности в поддержании данного продукта. Проект прекрасно прожил три года, просто на определенном этапе рынок перерос продукт, подобных предложений появилось на рынке много, и количество новых клиентов, которые были бы заинтересованы в этом продукте, начало сильно уменьшаться. Поэтому было принято решение не модернизировать существующий продукт, а просто закрыть».
Опрошенные порталом эксперты отмечают, что кобренд далеко не всегда означает для банка высокую прибыль. Так, зампредправления банка «Уралсиб» Илья Филатов поясняет: «В чистом виде комиссионный доход, который банк получает от операций в торговой сети, обратно пропорционально зависит от величины бонусов: чем больше бонусы, тем меньше комиссионный доход. Но, с другой стороны, кобрендовые проекты — это один из наиболее эффективных способов привлечения и удержания клиентов в банке».
Кто виноват и что делать
Владельцы кобрендовых карт ВТБ 24 все же получили своего рода компенсацию от банка в связи со сложившейся ситуацией. Для держателей карт «Мобильный бонус 10%» предусмотрена возможность оформления карты «Мои условия» MasterCard Standard с бесплатным первым годом обслуживания либо «золотой» карты МУ со скидкой в 50%. Держатели «классических» карт МУ, получившие их до 15 августа 2012 года, также имеют право переоформить пластик на «золотой». Правда, им за первый год обслуживания придется заплатить 900 рублей (против обычной стоимости обслуживания «голдовой» карты, которая составляет 3 600 рублей).
«Никто не обязывает клиента оформлять карту Gold. Просто, если ему хочется иметь больший бонус, ему предлагается на льготных условиях перейти на карту более высокого уровня. Мы считаем, что это абсолютно достаточная компенсация — получить «золотой» продукт с дисконтом в размере 2 700 рублей», — говорит Александр Бородкин.
С ним согласен Илья Филатов, который, однако, думает, что для сохранения существующей клиентской базы было бы лучше сделать первый год обслуживания по «золотой» карте полностью бесплатным.
В ВТБ 24 обещают новые кобренды для клиентов. По словам Бородкина, банк в первую очередь интересуют компании, которые имеют большую клиентскую базу, — ретейлеры, авиаперевозчики, операторы сотовой связи, а также всевозможные компании, имеющие свои программы лояльности (федеральные АТС, транспортные компании).
Анна ДУБРОВСКАЯ, Banki.ru