Тема объединения Центробанка и Федеральной службы по финансовым рынкам снова актуальна. Идея слияния ЦБ и ФСФР обсуждается на уровне правительства страны. Как подтвердили порталу Банки.ру источники, близкие к Минфину и регуляторам, до конца сентября будет озвучено решение о том, что ФСФР станет одним из департаментов Банка России.
О том, что чиновники рассматривают возможность объединения двух финансовых регуляторов, в пятницу написал «Коммерсант». Затем, правда, в интервью агентству «Прайм» первый вице-премьер Игорь Шувалов заявил, что не давал поручений проработать вопрос об объединении ЦБ и ФСФР. Но, по данным источников портала Банки.ру, проект существует, притом речь идет о присоединении службы к Банку России.
Вместе с тем слова Шувалова особо не удивили: планы по созданию мегарегулятора на финансовом рынке обсуждаются больше десяти лет и уже стали притчей во языцех. По этой причине многие эксперты и игроки уже не воспринимают информацию о слиянии ФСФР и ЦБ всерьез.
В 2000-х годах неоднократно предпринимались попытки создать единое ведомство по регулированию всех организаций, связанных с финансами. В 2004 году была основана ФСФР, и не исключалось, что именно эта служба станет основой не зависимого от исполнительной власти мегарегулятора, контролирующего фондовый и страховой рынки, а также банковский сектор. Однако через два года правительство отвергло как идею независимости органа финансового надзора, так и передачу в ведение ФСФР кредитных организаций. С тех пор тема поднималась еще несколько раз, в том числе Аркадием Дворковичем (в статусе помощника президента России). А в прошлом году к ФСФР перешли функции Росстрахнадзора. О возможном участии ЦБ в процессе дальнейшего объединения до сих пор всерьез публично не говорили.
Что же происходит сейчас? Бывший первый зампред Банка России и экс-глава ФСФР Олег Вьюгин (в данное время возглавляет совет директоров МДМ Банка), считавшийся в середине 2000-х одним из основных лоббистов создания мегарегулятора, так объясняет ситуацию: «Чуть больше года назад Минфин неожиданно забрал себе часть полномочий ФСФР по законодательным инициативам и по подготовке подзаконных нормативно-правовых актов. В итоге службе стало сложнее работать
Действительно, нет причин считать, что данная инициатива была основана на какой-либо кропотливо проработанной стратегии. «Предложения готовит Минфин. В финансовом министерстве есть те, кто считает это решение простым. Но ЦБ заниматься регистрацией проспектов эмиссий нефинансовых организаций, надзирать за негосударственными пенсионными фондами — это по меньшей мере странно, — продолжает Вьюгин. — Тут надо искать более гибкие решения. Например, создать при ЦБ обособленное агентство по финансовым рынкам. Правда, даже в таком варианте придется внести изменения в 32 федеральных закона».
Участники рынка опасаются, что ЦБ в любом случае будет концентрироваться на банках, а остальные игроки останутся, по сути, на периферии. На самом деле интересы всех в «одном флаконе» соединить затруднительно. «Почему бы не сделать ФСФР эффективным ведомством в системе исполнительной власти, ни к чему не присоединяя? И не надо никаких идей по поводу наделения ЦБ функциями, которые ему не присущи», — заключил Вьюгин.
Президент Национальной фондовой ассоциации (НФА) Константин Волков считает, что в идее присоединения ФСФР к ЦБ есть рациональное зерно. «Мы говорили о целесообразности создания финансового мегарегулятора на базе Банка России еще в 1990-х, — говорит он. — Другое дело, что с тех пор много воды утекло. Пока неясно, как это будет реализовано теперь, когда система регулирования на финансовых рынках уже более-менее выстроена и работает». Задачу НФА Волков видит в том, чтобы участники фондового рынка не проиграли от реформы, если она все-таки состоится, в частности в результате изменения законодательства и объединения разных регулятивных систем. «Ведь в нашей жизни, к сожалению, не все примеры административных преобразований удачны. В любом случае предметно говорить на данную тему можно будет, если появится конкретная программа», — сказал Волков.
А гендиректор Национального рейтингового агентства (НРА) Виктор Четвериков полагает, что если такое решение действительно будет объявлено и вступит в силу, то участникам рынка, на данный момент поднадзорным ФСФР, придется непросто. Ведь требования к ним, скорее всего, будут ужесточаться. «Те же брокеры, в отличие от банков, не смогут организовать у себя крупные подразделения, которые занимались бы только подготовкой отчетности. Они не потянут такие затраты», — отметил Четвериков.
«Если взять брокерский бизнес, то дополнительные расходы, связанные с усилением регулирования, могут негативно повлиять на его рентабельность, — опасается гендиректор ИФ «Олма» Андрей Белинский. — Надо учитывать, что доходы брокеров в последнее время снижаются, обороты падают. Инвестировать надо не в «бумажную» работу, связанную с выполнением требований надзорного органа, а в технологии, разработку новых продуктов и подготовку клиентов». Правда, отмечает Белинский, еще неизвестно, действительно ли небанковские финансовые компании планируется регулировать так же, как и кредитные организации. «Если такой вариант есть, то, по моему мнению, он нецелесообразен, и практика работы рынка говорит именно об этом. Текущая система регулирования вполне адекватна», — уверен он.
Что касается скептиков, то применительно к данной ситуации стоит вспомнить одну притчу.
Мальчику, пасшему овец, стало скучно. Захотелось ему пошалить, и он закричал: «Волки, волки!» Из селения примчались вооруженные жители, готовые прогнать хищников. Обнаружив обман, они отругали пастушка и разошлись по домам. Но мальчику «игра» понравилась, и на следующий день он решил пошутить таким же образом. Односельчане прибежали, опять же не увидели никаких диких зверей и, разозлившись, удалились. А днем позже волки действительно напали на овец. И сколько мальчик ни звал на помощь, никто ему не поверил и не пришел. Так погибло все стадо…
Юлия ПОЛЯКОВА, Banki.ru