Для оплаты регулярных платежей россияне стали больше пользоваться дистанционными каналами обслуживания. Об этом свидетельствует исследование НАФИ, имеющееся в распоряжении Банки.ру. Эксперты объясняют это повышением уровня финансовой грамотности и доверием клиентов к такому способу получения услуг.
Согласно исследованию Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), за прошедшие полтора года доля пользователей регулярных платежей (оплата ЖКУ, телефона, штрафов, кредитов и т. п.) возросла с 39% до 67%. Предпочтения российских потребителей относительно оплаты этого вида услуг также претерпели существенные изменения.
В августе текущего года 5% людей из числа опрошенных осуществляли регулярные платежи банковской картой через Интернет (плюс 2 процентных пункта по сравнению с ситуацией полуторагодичной давности), 3% — посредством электронных денег (плюс 2 п. п.) и 2% — через личный кабинет системы интернет-банка (плюс 1 п. п.). Со счета мобильного телефона регулярные платежи по-прежнему оплачивают 2% россиян, а также с этого года 1% из числа респондентов отметили, что начали совершать регулярные платежи с помощью мобильного банка.
В НАФИ невысокий уровень пользования дистанционными каналами связывают с комплексом причин. «Не всем россиянам пока доступен Интернет, а значит, и подобные способы платежей, — обращают внимание в агентстве. — Среди барьеров также присутствует недоверие и непонимание. Часть населения, имеющего доступ к Сети, не знают о возможности совершать дистанционные платежи или не умеют этим пользоваться. А половина россиян признаются, что пока не уверены в безопасности дистанционных технологий».
Согласно исследованию, 47% населения России не совершает дистанционных платежей и переводов вообще. Однако те, кто доверяет этому каналу обслуживания, чаще всего оплачивают через него услуги связи, в том числе мобильной и городской, а также Интернета (40% опрошенных), и коммунальные услуги (22% опрошенных). Помимо прочего, по 5% респондентов дистанционно совершают обязательные платежи и денежные переводы, 4% оплачивают товары и услуги в интернет-магазинах, а 2% пополняют депозиты.
Банкиры отмечают, что популярность дистанционных каналов обслуживания растет. Например, в банке «Хоум Кредит» говорят об увеличении количества клиентов, использующих дистанционные сервисы — как интернет-, так и мобильный банк. «Мы уверены, что в ближайшие пять лет дистанционные сервисы станут одними из самых популярных среди предоставляемых банками, — заявляет начальник управления развития технологий клиентского сервиса банка Илья Боровов. — Уже в настоящий момент они позволяют быстро и очень удобно получить всю информацию по продуктам клиентов в режиме реального времени, найти ближайшие банкоматы и офисы, совершить моментальные переводы и платежи и многое другое. Вскоре набор дистанционных сервисов сможет сравниться с предоставляющимися в офисе банка».
В «Ренессанс Кредите» также упоминают о большой заинтересованности клиентов в ДБО. По словам зампреда правления банка Олега Скворцова, практика показывает, что число платежей с использованием дистанционных способов оплаты неуклонно растет. «По нашим прогнозам, тенденция будет сохраняться по мере повышения информационной грамотности населения и усиления с его стороны доверия к дистанционным способам оплаты», — делится банкир.
«Переиграла» кредитные организации и Почта России — она в небольшом, но плюсе. Если полтора года назад совершать регулярные платежи через нее предпочитали 33% опрошенных, то сейчас их количество достигло 34%. В НАФИ отмечают, что традиционно банкоматы и терминалы востребованы у молодежи, а посещать отделения Почты России предпочитают люди от 45 лет. Опрошенные Банки.ру эксперты связывают небольшой рост популярности Почты России за прошедший год с большей распространенностью ее отделений в пределах страны по сравнению с банками. «В регионах России много населенных пунктов, в которых отделения Почты России до недавнего времени являлись чуть ли не единственно возможным каналом связи с «внешним миром». И многие жители этих регионов привыкли и предпочитают совершать платежи именно в этих, с их точки зрения, надежных и проверенных учреждениях, а к более современным способам оплаты пока относятся с недоверием», — говорит Скворцов.
С ним солидарен и представитель банка «Хоум Кредит». В частности, Боровов отмечает: «Данная ситуация похожа на инерционное поведение, при котором используется проверенный и знакомый механизм для совершения платежа. Даже при наличии более удобного и дешевого альтернативного способа часть граждан выберут более дорогой и менее удобный только потому, что это привычный способ оплаты».
Банки уступают
В сложившейся ситуации кредитные организации выглядят не в лучшем свете. На 13 п. п. (до 55%) сократилась доля тех граждан России, которые совершают платежи через кассу в отделении банка, на 4 п. п. (до 31%) — тех, кто предпочитает банкомат, а также на 3 п. п. (до 32%) — любителей платежных терминалов. Теряет свою привлекательность для плательщиков и оплата счетов через кассу магазина — этим способом на конец августа воспользовались лишь 4% опрошенных (против 8% в апреле 2011 года). Следует отметить, что в рамках исследования были опрошены жители 140 населенных пунктов в 42 регионах России.
«Во-первых, тенденция к снижению популярности проведения регулярных платежей через банки вызвана развитием более технологичных и удобных способов оплаты, — полагает Олег Скворцов. — Во-вторых, альтернативные каналы погашения продвигают сами банки, в интересах клиентов и для повышения собственной операционной эффективности».
В самом НАФИ объясняют сложившуюся тенденцию тем, что совершение платежей через кассу отделения занимает больше времени, чем через другие каналы оплаты. «Кроме того, некоторые крупные банки ввели комиссию за совершение платежей через кассу своих отделений, — обращают внимание в НАФИ. — Это, в свою очередь, сильно смотивировало часть населения начать постепенно осваивать альтернативные способы».
Анна ДУБРОВСКАЯ, Banki.ru