По сведениям Banki.ru, акционеры Экспобанка завершают процесс преобразования Национального Банка Развития (НБР) в банк по обслуживанию состоятельных клиентов. НБР сменит название на M2M Private Bank и станет первым специализированным банком с российским капиталом, работающим на рынке private banking (PB). Эксперты называют это хорошим знаком и прочат private banking в России большое будущее.
Национальный банк развития (НБР), по данным ИА «Банки.ру» и агентства «Интерфакс-ЦЭА», на 1 июля 2007 года занимает
В конце 2006 года владельцами Национального Банка Развития стали лица и структуры, контролирующие холдинг «Петропавловск-Финанс», куда входят московский Экспобанк, Азиатско-Тихоокеанский банк, Колыма-Банк. Акционеры решили не включать НБР в состав холдинга, а оформить его как отдельный банковский проект — специализированную организацию по обслуживанию состоятельных клиентов (private banking).
Корпоративный блок НБР был передан в Экспобанк, а состоятельным клиентам-физлицам Экспобанка, в свою очередь, предложили перейти на обслуживание в НБР. На этом изменения не закончились. Банк закрыл кредитно-кассовые офисы и отделения (их было около 30), сократил операции на финансовых рынках, следствием чего, по данным Banki.ru, стало уменьшение численности его персонала: на 1 июля 2007 г. в НБР работало не более 100 человек, в то время как год назад — почти 400. В ноябре 2007 года банк объявил о закрытии филиала в Санкт-Петербурге и о смене названия на M2M Private Bank («М2М» расшифровывается как «money to money»). Акционеры отказываются говорить о новой стратегии банка до окончания технических процедур, связанных с перепрофилированием НБР.
Однако, по сведениям Banki.ru, сейчас процесс практически завершен — ЦБ зарегистрировал изменения в уставе банка, связанные с его переименованием. «После технических процедур, связанных со сменой печати, документов, НБР официально изменит название на М2М Private Bank», — пояснил Banki.ru предправления банка Владимир Зражевский. После этого организация начнет действовать в соответствии со своей стратегией развития. По словам
По словам Владимира Зражевского, клиентом банка может стать любое частное лицо, готовое вложить в его продукты от 100 тыс. долларов. Для сравнения: на Западе «входной билет» крупного «прайвет банка» составляет 1 млн. долларов. «При этом это old money, то есть деньги, выведенные из бизнеса, — подчеркнул Владимир Зражевский. — Но М2М PB работает и с клиентами, у которых эта сумма может быть не в наличных деньгах, а в бизнесе, так как мы предполагаем, что у таких людей есть потенциал к росту финансовых возможностей».
Продуктовый ряд М2М РВ практически не отличается от имеющегося у конкурентов. В нем есть стандартные для этого рынка классические банковские услуги (РКО, депозиты, карты, кредиты, счета, операции с драгоценными металлами и т. д.), доверительное управление и брокерское обслуживание, family office (налоговый и юридическим консалтинг, бухгалтерское обслуживание, страхование и т. д.), программы по организации элитного досуга или Life Style Management (программы скидок и привилегий, содействие в приобретении членства в закрытых клубах, организация досуга). Наряду со стандартными продуктами банк предоставляет и менее распространенные на российском рынке, например, структурированные депозиты, фонды фондов, паи иностранных ценных бумаг, консалтинг, защиту капитала, индивидуальные финансовые планы.
Завоевывать клиента М2М РВ намерен скоростью и индивидуальностью принятия решения. «C каждым клиентом М2М PB работает персональный менеджер, и это основа клиентской политики банка, — продолжает
Участники рынка считают появление первого самостоятельного «приватного» банка хорошим знаком. «Это говорит о том, что кредитные организации, наконец, стали рассматривать private banking не как программу лояльности для своих корпоративных клиентов, акционеров и топ-менеджеров, а как отдельный бизнес и готовы вкладывать в него существенные суммы», — заявил Banki.ru Валерий Чумаченко, директор по маркетингу «Уралсиб Банк 121». Он отметил, что ранее банки в России не выделяли private banking в отдельные юрлица и оказывали такого рода услуги на базе собственных департаментов. Одна из причин нежелания выделять «приватный» банкинг в самостоятельное направление — небольшой объем рынка PB (15—20 млрд. долларов). Но в последнее время наметилась тенденция по ежегодному удвоению его объемов, говорит
Похожего мнения придерживается и управляющий директор компании K&S Capital Management Олег Капитонов. «Думаю, акционеры M2M Private Bank правильно сделали, что начали развивать эту услугу на базе отдельной организации», — говорит он. По его словам, наличие private banking в линейке услуг банка, который занимается розницей, иногда создает проблемы его владельцам. «У этих бизнесов совершенно разные риски, идеология. Если банк заинтересован в привлечении стратегического инвестора в свой розничный бизнес, но не хочет ему «отдавать» своих VIP-клиентов, такое разделение будет кстати», — заключил Олег Капитонов.
Светлана БАРСУКОВА, Banki.ru