Страна непобедимого нала

Дата публикации: 30.10.2012 07:00
8 507
Время прочтения: 4 минуты
Источник
Banki.ru

MasterCard и Visa активно инвестируют в свои технологии бесконтактных платежей. Но если на Западе потребители уже привыкли оплачивать покупки с помощью, соответственно, PayPass и payWave, то в России эти системы пока плохо приживаются. Как выяснил портал Банки.ру, эксперты не считают это удивительным, поскольку в стране до сих пор царствуют наличные.

В понедельник, 29 октября, оператор связи МТС, МТС-Банк и платежная система MasterCard объявили о запуске банковской карты «МТС Деньги», в которую встроен NFC-чип для осуществления покупок по бесконтактной технологии PayPass. Открыть такую карту также можно еще в ряде банков. Но в кредитных организациях признают, что объемы эмиссии пока незначительные. Причина — торговых точек, в которых установлены терминалы для приема карт с PayPass, мало, да и подавляющее большинство потребителей не знают о преимуществах бесконтактной оплаты покупок. Аналогичная ситуация и со схожей по принципу использования технологией Visa payWave.

PayPass была внедрена в США в 2002 году, payWave — в Малайзии в 2004-м, и в настоящее время эти системы работают во многих государствах. В нашей стране, как рассказал старший менеджер по развитию бизнеса и бесконтактных технологий MasterCard в России Антон Шигапов, первая бесконтактная трансакция с PayPass была совершена в 2008 году. В 2009-м начались переговоры о возможности внедрения этой опции. В 2010-м появились банки — эмитенты соответствующих карт, а набирать обороты процесс начал с 2011-го. О системе бесконтактных платежей от Visa на нашем рынке заговорили осенью прошлого года, когда карты payWave эмитировал Альфа-Банк, а в торговые сети технологию стали внедрять с лета 2012 года.

Смысл PayPass и payWave в том, чтобы процесс покупки товаров проходил быстрее. В рамках установленного лимита (в России это до 1 тыс. рублей) покупателю, чтобы совершить оплату, надо просто приложить карту к терминалу, не передавая продавцу, не вводя ПИН-код и не подписывая чек. «В целом розница заинтересована в распространении систем бесконтактных платежей, поскольку это позволит сократить очереди, сделать оплату покупок более удобной для потребителей и уменьшить издержки торговых точек», — сказал исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Илья Белоновский.

Однако он отметил, что говорить о массовом внедрении этих технологий и их эффективности еще рано. «Пока идут эксперименты, и тема в начальной стадии развития», — уточнил Белоновский. «На текущем этапе, а мы находимся на стадии развития, нам важно показать преимущества PayPass, ее возможности и примеры внедрения, — объясняет Шигапов. — Поэтому мы стремились открыть прием в разных торговых и сервисных предприятиях, чтобы и ретейлеры посмотрели, как работает технология, и покупатели с картами PayPass могли ее опробовать». «Сравнивая Россию с другими странами в вопросе внедрения и освоения этой новой технологии, надо признать, что мы только в начале своего пути», — прокомментировали тему в пресс-службе Visa.

Участники рынка считают, что именно платежные системы в первую очередь должны заботиться о продвижении своих технологий бесконтактных платежей. Банкам бессмысленно выпускать специальные карты, если нет инфраструктуры для их приема.

К примеру, ТКС Банк приступил к выпуску карт с PayPass несколько месяцев назад. «Пока такой технологией оснащены только наши дебетовые карты», — уточнил вице-президент ТКС Банка Олег Анисимов. На его взгляд, основная роль в популяризации услуги отводится платежным системам. MasterCard, в частности, проводит маркетинговые акции совместно с банками. Так, до конца года 333 держателя карт с PayPass, эмитированных ТКС Банком, получат денежные призы за наибольшее количество бесконтактных трансакций. «Благодаря объявлению этой акции люди вообще узнают о том, что существует такая технология», — говорит Анисимов. По его мнению, у бесконтактных платежей в России есть будущее, как и у любой технологии, упрощающей жизнь людям.

«Со своей стороны, карты с PayPass мы уже эмитируем, а к выпуску карт с payWave планируем приступить до конца этого года, — рассказывает директор департамента розничных продуктов и технологий Промсвязьбанка Иван Пятков. — Но массовую эмиссию карт с такими возможностями мы делать не планируем». Пятков называет несколько причин этому. «Во-первых, на российском рынке пока преобладает кэш, а не безналичные расчеты, как на Западе. Наше население по большей части продолжает пользоваться наличными. И если жители Европы и США гармонично сейчас переходят на бесконтактные платежи, то мы пытаемся прыгнуть через ступеньку, — говорит Пятков. — На мой взгляд, в России PayPass и payWave пока не получат широкого распространения. В основном это будет локальная история городов-миллионников и людей, которые часто выезжают за границу». По словам Белоновского, число потребителей, которые производят расчеты с помощью банковских карт, из года в год увеличивается всего на 1—2%.

Во-вторых, продолжает Пятков, чип очень дорогой, и вряд ли какой-либо банк захочет оснащать технологиями PayPass и payWave карты, выпускаемые, например, в рамках зарплатных проектов. Да и держатели не поймут преимуществ бесконтактных платежей, поскольку до сих пор большая часть граждан полностью снимают с карточки перечисленную зарплату. В-третьих, рынок всегда движется к тому, чтобы подстроиться под нужды потребителей. PayPass и payWave — переходные технологии к оплате покупок с помощью мобильных устройств, которые люди всегда носят с собой.

Юлия ПОЛЯКОВА, Banki.ru

Читать в Telegram
telegram icon

Обучение

Материалы по теме