Обсуждение перспектив сотрудничества микрофинансовых организаций с Почтой России выявило интересную тенденцию. Представители рынка микрофинансирования предъявляют более жесткие требования к МФО, предлагающим свои услуги через почтовое ведомство, в то время как сама почта готова взаимодействовать со всеми для повышения своей прибыльности.
Сейчас сотрудничество МФО с Почтой России заморожено (кроме уже существующих взаимоотношений с МФО «
Как рассказал вчера журналистам на круглом столе Почты России председатель Союза потребителей России Петр Шелищ, на данный момент рассматриваются два принципиально разных пути построения взаимоотношений почты с МФО.
«Тут есть свои плюсы, но есть и определенный минус, который состоит в том, что это огромная преференция для кредитных организаций — работать с Почтой России, и они могут захватить очень большую часть рынка, после чего в принципе разорить своих конкурентов», — опасается Шелищ. Он считает, что после завоевания основной доли рынка уже никто не помешает таким МФО
Второй рассматриваемый путь — дать возможность работать через Почту России всем желающим МФО, но установить определенные фильтры, некие «пропускные» критерии.
По мнению Шелища, и в первом, и во втором случае чрезвычайно важно, чтобы Почта России обеспечила потребителя всей необходимой ему информацией. То есть чтобы при выборе клиентом одной из
«Если будет обеспечиваться такая информация потребителю, то дееспособный человек в здравом уме сможет сделать разумный выбор, — говорит Шелищ. — И тогда он станет невидимой или даже видимой рукой рынка, которая поддержит лучшие микрофинансовые организации, предоставляющие ему лучшие услуги. Они будут процветать, а те, кто предлагают условия хуже, будут уходить с рынка, не находя достаточного спроса на свои услуги».
Помимо прочего, Союз потребителей требует от Почты России организационно обеспечить работу с претензиями клиентов по факту получения займов МФО. «По крайней мере клиенту должна быть дана информация о том, где и как он может получить справедливое рассмотрение своей претензии», — отмечает Шелищ.
Микрофинансисты ограничивают
Примечательно, что представители микрофинансового рынка считают необходимыми для сотрудничества с Почтой России более жесткие критерии, чем «выставляет» она сама. В частности,
Стратьева рассказала, что в НАУМИР одними из основных критериев отбора
Важно также предоставление наиболее подробной информации о деятельности и условиях кредитования МФО клиенту. «Особое значение при работе через почту, конечно, будет иметь то, насколько в документах микрофинансовой организации, которые она предоставляет заемщику, эта информация полна, — отмечает Стратьева. — Это тоже должно быть одним из критериев — насколько доступно для клиента изложена информация, насколько прозрачна деятельность МФО. Сегодня у нас только в виде законопроектов есть требования об информировании клиентов о полной стоимости кредита. Многие игроки микрофинансового рынка уже сегодня эти нормы выполняют».
Крайней мерой в НАУМИР считают необходимость ограничения верхнего предела процентной ставки микрофинансовых организаций. «Очень важно не только говорить, что у МФО высокие ставки, а понимать, что процентные ставки устанавливаются по разным направлениям деятельности организации, — пояснила Стратьева. — И процентная ставка представляет собой не меру жадности, а меру риска. Высокая процентная ставка по займу обусловлена очень большими затратами на его обслуживание».
По мнению представителя НАУМИР, ограничивать верхнюю процентную ставку нужно с учетом того, что Почте России как хозяйствующему субъекту нужно думать о рентабельности и
Лояльная почта
Заместитель генерального директора Почты России Игорь Мандрыкин также отмечает, что его ведомству интересно и жизненно важно сотрудничество со страховыми и финансовыми компаниями. «Потому что с точки зрения почты никакой новой технологии в данном случае не требуется, — говорит Мандрыкин. — Та технология, которая разработана для банков, полностью пригодна для МФО. И если бы не социальные аспекты, мы бы, ни у кого не спрашивая, занимались этой работой».
«Как и в любых агентских схемах, мы имеем свою прибыль от сотрудничества с МФО, — замечает Мандрыкин. — В доходах Почты России доля доходов от финансовых услуг составляет по итогам 2011 года 38%. По итогам 2012-го она сильно не изменится. Объем выручки почты за 2011 год составил 121 миллиард рублей, в 2012 году мы ожидаем порядка 132 миллиардов».
Напомним, что проект предложений Почты России по ограничению доступа МФО к работе в почтовых отделениях был озвучен еще в апреле текущего года. Среди прочих мер назывались обязательная регистрация в госреестре микрофинансовых организаций не менее полугода, а также минимальный уставный капитал организации в размере не менее 3 млн рублей.
«Эти пункты не вызывают претензий практически ни у кого, потому что они требуют обычного цивилизованного ведения бизнеса, — говорит Мандрыкин. — И только наше требование относительно оказания микрофинансовых услуг в почтовых отделениях по ставке процента, не выше установленной нами, вызвало сильное неприятие, прежде всего со стороны МФО. Позиция почты ограничивалась 80% годовых, а все МФО говорят, что это неприемлемо ни при каких условиях».
Тем не менее Почта России, кажется, готова уже пойти на попятную и принять предложение о сотрудничестве от любой МФО, которая сможет принести ведомству прибыль. «Если бы мы не хотели работать с микрофинансовыми организациями, то сказали бы им: «Ребята, вот 20% годовых — работаем. Если вас не устраивает, то не работаем», — рассуждает Мандрыкин. — У нас денег сильно не хватает, мы бьемся за каждую копейку и поэтому у нас не было такой цели — отвадить от себя партнеров».
Заместитель гендиректора Почты России подчеркнул, что
При этом заместитель гендиректора Почты России не считает, что открытость ведомства для всех участников микрофинансового рынка приведет к масштабному приходу таких организаций в почтовые отделения. «Все организации не придут, — уверен Мандрыкин. — Вот сколько времени прошло, а к нам максимум 10 организаций обратилось, правда, самых крупных. Мы их всех со своими технологиями пустить не можем. Поэтому главным нашим условием является, как ни странно, не финансовая, а технологическая совместимость их платформы с нашей платформой, которая у нас используется на кассовых аппаратах. Это требование будет предъявляться ко всем микрофинансовым организациям, независимо от их размера».
На вопрос обозревателя Банки.ру, сколько МФО придет в отделения Почты России, Мандрыкин ответил, что речь идет максимум о 20 компаниях. «Остальных будет сдерживать ненужность почты в их бизнесе, — считает он. — Ведь мы нужны тем, кто хочет работать везде, но не имеет своей филиальной сети. Для тех, кто хочет работать на определенной территории, в тысячу раз проще открыть два своих филиала и обслуживать эту территорию самим, не делясь ни с кем никакими комиссиями».
Кроме того, Мандрыкин отмечает тенденцию к вытеснению мелких микрофинансовых организаций крупными. Так, например, большие МФО хотят получить привилегированный доступ в отделения Почты России, в связи с чем требуют от нее установить критерий для «входа» в виде увеличения размера уставного капитала МФО с 3 млн до 20 млн рублей. Маленькие микрофинансовые организации, в свою очередь, выступают против любых ограничений как по размеру капитала, так и по размеру филиальной сети.
Анна ДУБРОВСКАЯ, Banki.ru