Слухи о том, что банк «Русский Стандарт» может стать частью группы ВТБ, будоражат рынок на протяжении последних нескольких недель. Аналитиков волнует все: и то, как может измениться ситуация на рынке розничного кредитования в случае слияния гигантов, и то, какой будет премия к капиталу, если сделка между группой ВТБ и финансовым активом Рустама Тарико станет реальностью. Интерес ко второму вопросу вовсе не праздный: эксперты уверены, что в случае продажи «Русский Стандарт» установит ценовой потолок для всех других банков. Если уговоры пойдут по рыночному сценарию.
Через «Русский Стандарт» — в звезды
В том, что в качестве самого желанного для себя приобретения ВТБ может выбрать именно банк «Русский Стандарт», по мнению экспертов, нет ничего удивительного. «Русский Стандарт» — однозначно топ-модель на банковском конкурсе красоты», — говорит управляющий партнер, BSCol МАГ Консалтинг Микаэл Горский. «Подавляющее большинство проданных банков были, в лучшем случае, подающими надежды, и коэффициент в 3—4 капитала характеризовал лишь ожидания покупателя от получения дохода после радикального преобразования покупаемого банка. «Русский Стандарт» не надо преобразовывать, его можно и нужно развивать, сохраняя, по возможности, команду и ее задор», — уверен эксперт.
Вывод Микаэла Горского о «топ-модельности» «Русского Стандарта» неоднократно подтверждался самой жизнью. «Я знаю, что за последние несколько лет владельцу «Русского Стандарта» Рустаму Тарико неоднократно делались предложения о полной или частичной продаже данного актива», — говорит директор департамента по работе с кредитными организациями и финансовыми институтами аудиторско-консультационной группы «Развитие бизнес-систем» Максим Горелов. Условия при этом, по словам источников на рынке, предлагались не просто выгодные, а супервыгодные даже по меркам избалованного российского рынка слияний и поглощений. Говорят, что французская финансово-кредитная группа BNP Paribas, например, готова была выложить несколько лет назад за «Русский Стандарт» сумму, рассчитанную с учетом семикратной премии к капиталу банка. Позднее по рынку поползли слухи, что к «Русскому Стандарту» присматривается не кто иной, как крупнейший игрок на немецком банковском рынке в лице Deutsche Bank. Да что там говорить: практически все иностранные финансовые группы, имеющие виды на Россию, в той или иной форме давали понять, что не прочь завладеть «топ-моделью» нашего банковского рынка!
Частичное или полное приобретение «Русского Стандарта» создало бы для любой вновь прибывшей финансовой группы идеальные условия для развития своего бизнеса в России. Для ВТБ сделка с «Русским Стандартом», если она состоится, будет драгоценна вдвойне. «Если ВТБ вольет в приобретенный актив несколько миллиардов долларов, осторожно развивая его присутствие в новых регионах и перспективных сегментах кредитования населения; если он к тому же сможет заразиться энергией «Русского Стандарта» в развитии непотребительских сегментов кредитования (малый и средний бизнес), да еще и прибавит к этому свою мощь государственного института с неограниченными возможностями по лоббированию, то мы получим банк номер один в стране и в недолгой перспективе — банк номер один в СНГ», — прогнозирует Микаэл Горский (BSCol МАГ Консалтинг).
Многие эксперты считают мнение
«Стратегия ВТБ заключается в том, что банк должен максимально диверсифицировать свой бизнес, и в том, что по всем направлениям бизнеса он должен занять если не лидирующие, то серьезные позиции, — поясняет директор департамента рейтингов финансовых институтов «Эксперт РА» Павел Самиев. — На сегодняшний день у ВТБ дела хорошо обстоят с корпоративным бизнесом и неплохо — с инвестиционным. А вот розничный блок группы, по-видимому, охватывает все сегменты не так хорошо, как этого хотелось бы акционерам ВТБ. (По итогам первого полугодия 2007 года группа ВТБ занимала второе место в России по объему ипотечных кредитов, и четвертое по всем кредитам населению). И как раз отстают автокредитование и потребкредитование — то есть те направления, которые являются сильными у «Русского Стандарта».
Максим Горелов («Развитие бизнес-систем») разделяет эту точку зрения, но отмечает и другое: по его мнению, в случае покупки «Русского Стандарта» госбанкам «жить станет лучше, жить станет веселее». «Сейчас для Сбербанка, и для ВТБ соседство с «Русским Стандартом» — не слишком приятная вещь, и дело тут не только в объемах бизнеса, но и в том, что менеджеры «Русского Стандарта», отвечающие за такие направления, как пластиковые карточки или потребкредитование, работают куда эффективнее, чем менеджеры, занимающие аналогичные позиции в госбанках. Думаю, последним не раз указывали на это при «разборе полетов», — полагает эксперт. Отсюда у госбанков вполне могло возникнуть чувство, что «Русский Стандарт» им мешает, и было бы куда лучше, если бы он оказался под «крылом» у Сбербанка или ВТБ.
Гута-Банк и «Русский Стандарт» — не одно и то же?
Можно предположить, что государство, которое является главным акционером и Сбербанка, и ВТБ, было бы только радо объединению второго по величине госбанка с «Русским Стандартом». И, как полагают некоторые эксперты, российские власти не сидят сложа руки. Они делают все возможное для того, чтобы ускорить процесс заключения сделки и, главное, делают все возможное для того, чтобы продажа актива была осуществлена на выгодных для госбанка условиях. «Создается впечатление, что атаки Роспотребнадзора и ФАСа на «Русский Стандарт», звучавшие в адрес банка обвинения в попрании прав заемщиков, и вызовы Рустама Тарико в прокуратуру подготавливали почву для того, чтобы банк охотнее шел на переговоры с ВТБ о собственной продаже», — заявил «БО» эксперт одной из международных консалтинговых фирм. «Мне представляется вполне реалистичным следующий сценарий развития событий: Рустаму Тарико предлагаются какие-то условия, он находит их неприемлемыми и отказывается, тогда начинается атака, и для «Русского Стандарта» создают не слишком благоприятные условия деятельности. На этом фоне переговоры возобновляются, следует новый отказ, а за ним — новая атака и т. д. Учитывая, что в качестве покупателя выступает ВТБ, то есть госбанк, можно ожидать, что в результате «Русский Стандарт» «продавят», — полагает специалист.
Похоже, что в таком исходе уверено большинство участников рынка. Вряд ли можно счесть случайным, что эксперты, анализируя ситуацию вокруг ВТБ и «Русского Стандарта», все чаще вспоминают события трехлетней давности. А именно историю о том, как Внешторгбанк приобрел горячим летом 2004 года одну из крупнейших по тем временам российских частных финансовых структур — Гута-Банк. Объединяет ли сегодняшнюю ситуацию и «дела давно минувших дней» только тот факт, что в обоих случаях роль покупателя отводится ВТБ? Или между «казусом Гуты» и «казусом «Русского Стандарта» куда больше общего, чем это может показаться на первый взгляд?
«Мне кажется, что между нынешней ситуацией вокруг «Русского Стандарта» и ситуацией, которая сложилась на рынке в 2004 году в преддверии «поглощения» Гута-Банка, действительно, есть общие черты», — считает Павел Самиев («Эксперт РА»). Аналитик отмечает, что и тогда, и сейчас на банковском рынке наблюдался кризис ликвидности. «Во многом именно поэтому ВТБ удалось три года назад совершить удачную покупку: он приобрел актив с хорошо развитой филиальной сетью за смешные деньги», — поясняет аналитик. Смешные, если сравнивать их с тогдашними коэффициентами, и уж тем более смешные, если говорить о коэффициентах, формировавшихся в последние
Тем не менее, как признают аналитики, ВТБ все равно повезло с ценой на «Гуту»: за 86-процентный пакет акций одной из крупнейших на тот момент российских финансово-кредитных структур госбанк выложил всего 1 млн рублей. Источники на рынке утверждают, что ВТБ повезло и с кризисом: уж очень вовремя он случился! Настолько вовремя, что многие наблюдатели даже сочли его «рукотворным». Кризис, по их убеждению, преследовал цель понизить цены на банковские активы и создать ситуацию, при которой госбанк смог бы за копейки прирасти частной структурой, занимавшей заметные позиции на рынке банковских услуг.
С «Русским Стандартом», по мнению экспертов, подобный сценарий разыграть не удастся. Прежде всего потому, что слишком велика разница между детищем Рустама Тарико и Гута-Банком, говорит председатель правления ЗАО «Сведбанк» Марис Манчинскис. Гута-Банк был корпоративным банком, у него, конечно, была неплохая филиальная сеть, но он не мог сравниться с «Русским Стандартом» ни по положению на рынке, ни по размеру клиентской базы, — подчеркивает специалист. — Кроме того, в случае с «Гутой» ВТБ буквально пришлось «выкупать» разорившийся банк, а в случае с «Русским Стандартом» ничего подобного делать не придется. Допускаю, что
Наталья Орлова из Альфа-Банка также считает, что нынешняя ситуация вокруг «Русского Стандарта» мало чем напоминает события трехлетней давности. И не только потому, что между Гута-Банком образца 2004 года и банком «Русский Стандарт» образца 2007 года — дистанция огромного размера. За прошедшие три года, по словам эксперта, изменился и сам ВТБ, и отношение к нему со стороны государства. «Необходимо учитывать то, что в 2004 году ВТБ был 100-процентным государственным банком. Он мог брать любые кредиты в ЦБ. Теперь ситуация изменилась: банк стал более рыночным, он больше не может безоглядно использовать государственные средства для реализации своих целей и задач — например, для покупки новых банковских активов», — подчеркивает эксперт. Иными словами, ВТБ приходится теперь играть по общим для всех правилам. В случае, если переговоры между ним и Рустамом Тарико о купле-продаже «Русского Стандарта» выйдут на финишную прямую, госбанк будет выторговывать для себя каждый рубль, говорят наблюдатели. Потому что при любом раскладе купить одного из лидеров российского потребкредитования за миллион рублей ему не удастся.
Наконец, как подчеркивают источники на рынке, не стоит забывать и об еще одном моменте. «Три года назад ВТБ приобрел «Гуту», но нацеливался он, похоже, совсем не на нее, а на Альфа-Банк, который был на тот момент куда более привлекательным объектом для поглощения. Или, на худой конец, на Росбанк, который тогда как раз «прирос» филиальной сетью ОВК и в результате тоже стал очень перспективным с точки зрения развития розничного блока, — говорит эксперт одного из иностранных банков, согласившийся прокомментировать ситуацию на условиях анонимности. — Собственно говоря, весь тогдашний кризис ликвидности был создан для того, чтобы «пали» либо Альфа-Банк, либо Росбанк, и «пали» не куда-нибудь, а прямиком в объятия ВТБ. Однако «Альфу» спасли акционеры, Росбанк перенес кризис более или менее легко, а вот «Гута», которая была слабее и «Альфы», и Росбанка, не устояла». Теперь же, по словам аналитика, госбанк нацеливается на «Русский Стандарт» и ни на кого более. Потому что более привлекательных, и главное, свободных розничных активов на рынке сейчас нет.
Если Рустам Тарико скажет «yes»…
На момент подписания номера в печать было известно одно: глава «Русского Стандарта» все предложения продать свой актив отверг. Однако, как подчеркивают эксперты, ничто не вечно под луной, в том числе и намерение собственника не расставаться с любимым «детищем». Тем более трудно рассуждать об окончательном и бесповоротном решении в ситуации, когда держать удар становится все труднее. «Русский Стандарт», как подчеркивают наблюдатели, переживает сейчас не лучшие времена, и потому, что ужесточились правила игры на рынке кредитования физических лиц, и потому, что банк наравне с другими финансово-кредитными структурами страдает от кризиса ликвидности.
То, что банку сейчас приходится нелегко, подтвердили и международные рейтинговые агентства: в начале октября агентство Fitch понизило долгосрочный рейтинг дефолта «Русского Стандарта» с «ВВ» до «ВВ-», а через несколько дней после этого рейтинговое агентство Moodys Investor Service изменило прогноз кредитного рейтинга «Русского Стандарта» со «стабильного», на «негативный». Оба агентства объяснили свои решения снижением кредитоспособности банка Рустама Тарико. Эксперты Moodys Investor Service, кроме того, отметили «усилившуюся зависимость банка от настроений на рынке капиталов в результате недавнего кризиса», а также «истощение значительного количества ликвидных активов в третьем квартале 2007 года после выплат по истекшим рыночным обязательствам».
«Агентства, конечно, не играют на одном поле с ВТБ или с любым другим покупателем, нацелившимся на «Русский Стандарт», — говорит Павел Самиев («Эксперт РА»). — Снижение рейтингов — это не попытка
Впрочем, как отмечают наблюдатели, решения рейтинговых агентств — это еще полбеды. «Безусловно, ухудшение рейтингов — хороший аргумент для покупателя при снижении цены и удобный случай для его покупки, — полагает партнер «БДО Юникон» Денис Тарадов. — Но в силу того, что «Русский Стандарт» имеет стабильно высокие финансовые показатели, снижение цены, обусловленное изменениями рейтинга, не будет значительным». Куда печальнее, по словам специалистов, другое: то, что решения агентства практически совпали по времени с настоящим «исходом» из «Русского Стандарта» ключевых топ-менеджеров — Дмитрия Руденко, курировавшего в Русском Стандарте розничное кредитование и разработку новых продуктов, и Георгия Горшкова, возглавлявшего в банке Рустама Тарико департамент кредитных карт.
«Переоценить масштаб такой кадровой потери сложно, — заявил «БО» эксперт одного из иностранных банков, согласившийся прокомментировать ситуацию на условиях анонимности. — В последнее время «Русский Стандарт» явно делал упор на развитие «карточного бизнеса», именно это направление, судя по всему, должно было стать для банка ключевым после того, как он немного «охладел» к экспресс-кредитованию. Уход Георгия Горшкова в подобной ситуации стал не чем иным, как ударом в поддых. Что касается Дмитрия Руденко, то этот человек, по нашей информации, разработал в свое время концепцию развития «Русского Стандарта» как банка-лидера на рынке розничного кредитования». Теперь оба бывших «топа» «Русского Стандарта» будут «продвигать» вперед ВТБ 24, подчеркивает аналитик. Судя по всему, ни его, ни других наблюдателей нисколько не удивил тот факт, что «мигрировали» Дмитрий Руденко и Георгий Горшков не куда-нибудь, а именно в розничную «дочку» группы ВТБ.
Сколько же могут стоить в рублях, долларах или евро такие факторы, как потеря ключевых управленцев, снижение рейтинга, ухудшение рейтингового прогноза, уменьшение доходов
Эксперты подчеркивают, что для них отслеживание ситуации вокруг «Русского Стандарта» и предполагаемых переговоров между Рустамом Тарико и руководством ВТБ — не праздное любопытство. «Коэффициент, который может быть установлен в случае продажи «Русского Стандарта» — конечно, при условии, что сама продажа состоится — надолго станет ценовым потолком на российском рынке, — считает эксперт одной из международных консалтинговых компаний. — Не следует забывать, что «Русский Стандарт» — во многих отношениях уникальный актив, он на протяжении долгого времени являлся своего рода «монополистом» по экспресс-кредитам, он обладает собственным огромным бюро кредитных историй, в котором содержится информация о миллионах клиентов». Понятно, что такой банк, даже с учетом ухудшения ситуации на рынке в целом и в собственном бизнесе в частности, будет стоить значительно дороже, чем большинство других «розничных» банков, рассматривающих сейчас возможность своей полной или частичной продажи, уверен специалист.
Справка
ВТБ является одним из лидеров национального банковского сектора. Рыночная капитализация банка, акции которого обращаются на ММВБ и РТС, а также на Лондонской фондовой бирже в форме GDR (глобальных депозитарных расписок), превышает 35,5 млрд долларов. Размер уставного капитала ВТБ составляет 67,2 млрд рублей. Размер собственных средств ВТБ по состоянию на 1 июля 2007 года составил 343 млрд рублей, чистых активов — 1051 млрд рублей. В списке 1000 крупнейших банков мира по капиталу за 2006 год авторитетного журнала «The Banker» ВТБ занял
Главным акционером ВТБ с долей в 77,5% является Правительство РФ. В ходе проведенного в мае 2007 года IPO среди российских и международных инвесторов было размещено 22,5% акций ВТБ. Общий объем средств, привлеченных в рамках дополнительной эмиссий акций, составил около 8 млрд долларов, что сделало IPO ВТБ крупнейшим публичным размещением акций в мире в 2007 году. Кроме того, оно стало самым «народным IPO» в России за всю историю национального фондового рынка, по его итогам акционерами ВТБ стали более 120 тыс. россиян.
ЗАО «Банк Русский Стандарт» основан в 1999 году. Основным акционером банка является холдинговая компания ЗАО «Русский Стандарт». В разработке бизнес-плана, стратегии развития банка «Русский Стандарт» и его структуры приняла участие консалтинговая компания McKinsey&Co.
На сегодняшний день банк «Русский Стандарт» занимает первое место среди частных банков страны по объемам кредитования населения и имеет уникальный опыт по формированию кредитной истории клиентов с использованием системы вероятностной оценки кредитоспособности заемщиков. Клиентами банка по программам кредитования населения стали уже более 17,5 млн человек, объем предоставленных кредитов превысил 7,56 млрд долларов США. Банком «Русский Стандарт» выпущено более 11,2 млн кредитных пластиковых карт. Банк «Русский Стандарт» реализует кредитные программы для населения более чем в ста городах страны: в частности, представительства и подразделения представительств банка обслуживают население в Москве, Смоленске, Туле, Твери, Рязани, Калуге, Санкт-Петербурге, Пскове, Петрозаводске, Архангельске, Череповце, Выборге, Казани, Чебоксарах, Набережных Челнах и других городах страны.
По итогам 2006 года банк занимал по активам
Анастасия СКОГОРЕВА