По ту сторону рекламы

Дата публикации: 15.11.2012 11:00
4 192
Время прочтения: 5 минут
Источник
Banki.ru

Власти активно взялись за очищение рынка от недобросовестных кредиторов. Как стало известно порталу Банки.ру, вскоре будет резко ограничена реклама займов, предоставляемых физлицам структурами, которые не являются банками, не входят в официальный реестр МФО и не относятся к числу саморегулируемых организаций (СРО) кредитных кооперативов.

Речь идет о новом законопроекте, разработчиками которого выступили Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) и Минфин. Как сообщила порталу Банки.ру заместитель руководителя ФСФР Юлия Бондарева, вносятся поправки в несколько законов — «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», «О кредитной кооперации», «О рекламе», а также в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП). Суть поправок в том, что юрлицам и частным предпринимателям, чья финансовая деятельность не регулируется специальными нормативными актами, будет запрещено размещать рекламу своих продуктов и услуг в СМИ. Это коснется организаций, которые официально не относятся ни к банкам, ни к микрофинансовым организациям, ни к кредитным кооперативам. За нарушение новых правил вводятся различные штрафы.

Представители Минфина уточнили, что проект сейчас находится на согласовании в Министерстве юстиции. Как только Минюст представит свое заключение, а это ожидается со дня на день, поправки планируется направить в правительство. Бондарева надеется, что они поступят в Госдуму и будут приняты в первом чтении уже в начале следующего года.

На рекламу в Интернете, подчеркнула Бондарева, запрет не распространится. За такую поблажку «независимые» заимодавцы должны благодарить Федеральную антимонопольную службу (ФАС). «Изначально разработчики предлагали ввести полный запрет на рекламу финансовых услуг, предоставляемых организациями, которые не входят в реестр МФО или не являются кредитными кооперативами. Но мы с такой редакцией не согласились, поскольку по Гражданскому кодексу (ГК) предоставлять займы могут любые лица, — комментирует начальник управления контроля финансовых рынков ФАС Ольга Сергеева. — Но установление каких-либо ограничений в этой сфере — другое дело. В результате мы согласились запретить рекламу займов, предоставляемых организациями, которые не являются финансовыми в соответствии с законом о защите конкуренции, в СМИ. А именно: в теле- и радиопрограммах и периодических изданиях».

Согласно ГК, сейчас любое лицо может выдавать займы и рекламировать эту свою деятельность. Ведущий юрист юридического агентства «Правый берег» Лев Герчаков объяснил, что как физические, так и юридические лица по-прежнему смогут свободно предоставлять займы, как и предусматривает кодекс. «Будет ограничена только возможность продвижения данных услуг посредством рекламы», — пояснил Герчаков.

Ограничение на размещение рекламы — одна из действенных мер по противодействию развитию серого рынка микрофинансирования, надеются представители крупных МФО. Так, предправления микрофинансовой компании «МигКредит» Лора Файнзильберг считает, что новые правила могут простимулировать организации, выдающие займы, позаботиться о том, чтобы их включили в госреестр МФО. «Это означает выход на контролируемый, прозрачный рынок микрозаймов, соблюдение требований ФСФР, в том числе по отчетности», — говорит Файнзильберг. Сейчас в реестре зарегистрировано более 2 тыс. МФО. Но по факту, подчеркивает предправления «МигКредита», около 50% рынка микрофинансирования в России принадлежит пяти-шести крупнейшим игрокам. «В ближайшие два-три года мы ожидаем значительное снижение числа МФО, поскольку россияне все больше демонстрируют повышение финансовой грамотности, они научились отличать микрофинансистов от ростовщиков, — убеждает Файнзильберг. — Уже сегодня люди предпочитают брать займы в крупных МФО, прекрасно осознавая отличия клиентоориентированного цивилизованного сервиса от объявлений на столбе».

Герчаков с Файнзильберг в корне не согласен. «Основные каналы распространения рекламы на нерегулируемом рынке финансовых услуг — это расклейка листовок в общественных местах и Интернет, — уверен он. — Телевидение, радио и пресса в силу дороговизны недоступны участникам серого рынка займов». По сути, утверждает Герчаков, новые поправки являются полумерой. «Если Минфин и ФСФР располагают обоснованными данными о том, что так называемый серый рынок займов нарушает права кредиторов и дестабилизирует экономическую обстановку, необходимо рассматривать вопрос о прямом запрете организациям и частным предпринимателям на постоянной основе заниматься кредитованием, не будучи участниками регулируемого государством финансового рынка, — рассуждает юрист. — В таком случае должна быть разработана система контроля за соблюдением данных требований закона и установлена соответствующая ответственность за их нарушение».

Герчаков отметил, что рассматриваемый вид коммерческой деятельности станет цивилизованным только при улучшении качества судопроизводства и работы службы судебных приставов, а также при ужесточении имущественной ответственности лиц, предоставляющих некачественные финансовые услуги, и реальной возможности взыскания с них ущерба. «Объем рекламы серых займов в случае принятия законопроекта по ограничению продвижения подобных услуг не сократится, введенные меры серьезно не повлияют на состояние рынка микрофинансирования», — резюмировал Герчаков.

Надо отметить, что обсуждаемый законопроект содержит и другие меры по развитию прозрачного и эффективного рынка микрофинансирования. «Например, по улучшению информирования людей о полной стоимости займов, по снижению рисков невозвратов микрозаймов, по повышению эффективности госконтроля в финансовой сфере, — рассказывает Бондарева. — Кроме того, вводится административная ответственность за использование в своем названии термина «микрофинансовая организация» компанией, которая не входит в госреестр».

По словам Бондаревой, ФСФР продолжает совершенствовать правовую базу микрофинансового рынка. «Мы разрабатываем типовую форму договора по предоставлению самых дорогих видов займов — «до зарплаты» (payday loans), также предполагаются обязательное членство МФО в саморегулируемых организациях и создание условий для того, чтобы участники рынка получили доступ к дополнительным источникам фондирования».

Юлия ПОЛЯКОВА, Banki.ru

Читать в Telegram
telegram icon

Обучение

Материалы по теме