Терминальное будущее

Дата публикации: 18.12.2012 09:00
4 741
Время прочтения: 6 минут

Как стало известно порталу Банки.ру, сразу четыре крупных банка в новом году запустят собственные терминальные сети. Кое-где они будут сопоставимы по размеру с существующей банкоматной сетью. Между тем эксперты считают, что бум на данные устройства уже прошел, а рядовому потребителю достаточно терминалов, предлагаемых платежными системами.

На данный момент о своих планах по созданию терминальной сети обозревателю Банки.ру заявили представители банка «Возрождение», Бинбанка и Хоум Кредит Банка, а также источник, близкий к ВТБ 24.

«Мы намерены перейти к собственным терминалам в первую очередь для того, чтобы разгрузить нашу банкоматную сеть и кассы от «дешевых» операций, — отметил зампредправления «Возрождения» Марк Нахманович. — Устанавливать их собираемся в офисах продаж в 2013 году. Мы не ставили никаких конкретных задач. Внедрение терминальной сети для нас — это логическое продолжение развития каналов удаленных продаж. Я думаю, что в следующем году цифры не превысят 50—100 терминальных устройств».

«У нас терминальная сеть только создается, — рассказал директор департамента процессинга и эквайрингового бизнеса Бинбанка Михаил Манчурак. — Терминалы будут принимать наличность и все карты Visa и MasterCard. Это новый проект, целью которого станет расширение перечня оказываемых услуг населению, а также формирование сети пунктов приема платежей по погашению кредитов. Функциональность платежных терминалов, в том что касается возможности приема платежей, значительно выше, а стоимость приобретения и владения значительно ниже, чем у банкоматов».

Манчурак обратил внимание, что Бинбанк рассчитывает установить 400 терминалов в городах своего присутствия, причем как в банковских офисах, так и за их пределами. Это сопоставимо с его существующей банкоматной сетью, которая на данный момент насчитывает 600 устройств, а в 2013 году будет увеличена еще на 150.

«Мы находимся на этапе планирования будущего развития, в наших планах — внедрить технологию и запустить первый сегмент терминальной сети до конца 2013 года, — заявил начальник управления развития сети самообслуживания Хоум Кредит Банка Александр Дынин. — До настоящего момента мы были сконцентрированы на построении сети банкоматов».

По данным источника Банки.ру, близкого к ВТБ 24, кредитная организация завершила пилотный проект и также собирается внедрить терминалы в 2013 году. «На первом этапе они будут располагаться в офисах банка, потом дело, возможно, дойдет и до уличных, — поделился собеседник портала. — Терминалы будут работать только с карточками ВТБ 24. Для начала планируется установить порядка 40 устройств в трех регионах — Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге и Москве. Потом, если они докажут свою популярность, сеть будет расширена».

Неповальное увлечение

Согласно данным «РБК.Рейтинг», на 1 июля 2012 года лидерами по количеству собственных банковских трансакционно-платежных терминалов в России стали Сбербанк, Московский Кредитный Банк и «Русский Стандарт». Их терминальные сети насчитывают 25,1 тыс., 3,3 тыс. и 2,7 тыс. устройств соответственно. В пятерку лидеров входят также Абсолют Банк (1,7 тыс.) и Совкомбанк (1,2 тыс.).

В целом терминалы сейчас есть у полусотни банков. Но у 40 из них объем сети не превышает 500 устройств.

По мнению Александра Дынина из Хоум Кредит Банка, всплеск популярности терминалов среди банков связан с несколькими взаимодополняющими факторами. «В последние годы рост кредитования привел к увеличению числа платежей, которые банки регулярно принимают от клиентов, — размышляет банкир. — Кроме того, банки внимательно относятся к эффективному использованию ресурсов и стремятся перераспределить недоходные операции с сотрудников на сеть самообслуживания. Рост числа карточных клиентов ведущих кредитных организаций также требует от них создания соответствующей инфраструктуры».

«Причина перехода банков на терминалы достаточно проста, — объясняет директор департамента банковских карт СБ Банка Владимир Кузнецов. — Дело в том, что оснащение обычного банкомата функцией cash-in (приема наличных) достаточно дорогостоящее. Банкомат с этой функцией стоит в два-три раза больше, чем без нее. И опять же — формирование собственной терминальной сети экономичнее и проще, чем расширение филиальной, а при установке комплекта терминал плюс банкомат получается мини-допофис по цене банкомата, причем уровня чуть выше среднего. В некоторых случаях создание терминальной сети целесообразнее, чем заключение договоров со сторонними компаниями, которые бы позволяли клиентам погашать через них кредит в банке со льготной комиссией».

Кузнецов указывает, что терминалы, как и банкоматы с cash-in, нужны банкам в основном для того, чтобы у клиента была возможность произвести очередной платеж по кредиту или оплатить текущие расходы. Если брать крупные банки, такие как Сбербанк, терминалы также помогают «выводить» людей из очередей.

Александр Дынин выделяет несколько неоспоримых преимуществ терминалов. Это и повышение качества сервиса банка, и увеличение объема регулярных платежей клиентов, и рост доходности за счет новых продаж продуктов и комиссионных операций. «Я полагаю, что в ближайшие один-два года банковский платежный терминал станет таким же привычным инструментом для клиентов, как банкомат, — говорит Дынин. — В зависимости от экономической ситуации процесс масштабного прихода терминалов в банки может занять, на мой взгляд, от двух до пяти лет».

Однако другие банкиры настроены не так оптимистично. «Достаточно сложно утверждать, что на рынке появилась тенденция создания банками собственных терминальных сетей, поскольку действия нескольких банков — это еще не показатель, — полагает зампредправления «Ренессанс Кредита» Олег Скворцов. — В целом в мире ситуация совсем иная. Финансовые организации все чаще пользуются услугами комплексного аутсорсинга, когда банку не нужно делать какие-либо крупные инвестиции в построение и поддержку банкоматной или терминальной сетей». По мнению Скворцова, аутсорсинг также станет наиболее правильным решением для будущих терминальных сетей российских банков.

«Не думаю, что можно ожидать масштабного внедрения терминалов большинством игроков банковского рынка в ближайшие годы, — соглашается Владимир Кузнецов. — Мне кажется, терминальный бум уже прошел. Несколько лет назад, когда телефонные операторы нуждались в канале, через который абоненты могли бы быстро пополнить свои счета, стали интенсивно развиваться компании типа «Элекснет», QIWI и т. д. Тогда это было в новинку, сейчас же наблюдается насыщение рынка терминалов по приему традиционных платежей. Это особенно заметно, если проследить, как падают цены на аренду площадей под терминалы. Хотя если говорить о проведении именно банковских операций через эти устройства, то их потенциал исчерпан не до конца. С другой стороны, все больше потребителей осваивают интернет- и СМС-банкинг, то есть терминалы им не нужны, они могут спокойно произвести нужный платеж, находясь где угодно».

Анна ДУБРОВСКАЯ, Banki.ru

Читать в Telegram
telegram icon

Обучение

Материалы по теме