Овес нынче дорог

Дата публикации: 19.12.2012 07:00
3 029
Время прочтения: 4 минуты
Источник
Банки.ру

Опрошенные Банки.ру эксперты не прогнозируют в 2013 году бурного притока корпоративных и частных вкладов, которые сейчас являются основным источником формирования пассивной базы кредитных организаций. Ситуация может быть скорректирована благодаря смягчению денежной политики со стороны регулятора.

Известно, что для устойчивости и успешного функционирования банка нужно, чтобы его ресурсная база складывалась из различных источников, притом «добытых» как можно дешевле, — будь то депозиты, средства на счетах клиентов, рыночные заимствования, межбанковские кредиты или другое. Но для многих российских кредитных организаций реалии таковы, что куда не потянись за деньгами, обнаружишь либо закрытые двери, либо высокие цены, которые потом не «отобьешь». Из-за дороговизны ресурсов, в частности, ограничены возможности по развитию ипотеки. Привлекательные ставки по вкладам населения — не панацея, поскольку высокая доля розничных депозитов в пассивах несет в себе риск потери ликвидности.

«Банковская система оказалась своего рода заложником того, что из-за замедления роста экономики дорогое привлечение невозможно компенсировать дорогим размещением. Дело в общерыночной ситуации: ставки высокие, риски большие, а спрос недостаточный, — комментирует ведущий эксперт института «Центр развития» НИУ ВШЭ Дмитрий Мирошниченко. — Банки, которые не смогут оптимизировать издержки и найти свою клиентуру, вынуждены будут уйти с рынка».

Основным ресурсом фондирования остаются депозиты физлиц и юрлиц. По данным ЦБ, в первой декаде декабря максимальная ставка топ-10 банков по объему вкладов составила 9,65% (кредитные организации, находящиеся за пределами этой десятки, могут выставлять ставки в 11—12%). Средняя процентная ставка по депозитам физлиц сроком до года (без учета Сбербанка) в октябре этого года зафиксирована на уровне 7,1%, в январе — 6,6%, в октябре 2011-го — 5,6%. «То есть налицо движение вверх», — отмечает заместитель начальника аналитического департамента компании «Совлинк» Ольга Беленькая.

Она подчеркнула, что частные российские банки в плане возможностей по привлечению фондирования находятся в неравном положении с государственными. «Частным банкам ресурсы обходятся дороже, чем кредитным организациям с госучастием. Так, в течение первых девяти месяцев этого года Сбербанк привлекал пассивы в среднем под 3,9%, «Возрождение» — под 4,3%, Банк «Санкт-Петербург» — под 5,4%», — сообщила Беленькая. Она обратила внимание также на то, что «дочки» иностранных кредитных организаций сейчас находятся практически в таком же положении, как и частные отечественные банки. «Если раньше иностранцы, придя в Россию, могли предложить относительно дешевые кредиты, то теперь это не так. Из-за проблем в Европе «мамы» преимущественно перевели свои российские банки на режим самофинансирования либо сократили активность дочек», — сказала Беленькая.

Не во всем с ней согласен кредитный аналитик компании «ВТБ Капитал» Михаил Никитин. «Из-за растущей стоимости фондирования банкам приходится конкурировать друг с другом все в более агрессивной среде, — говорит он. — Но эта среда — рыночная. Нет никаких причин думать иначе». При этом эксперт видит угрозу благополучию системы со стороны специализированных розничных банков. «У банков, специализирующихся на потребительском кредитовании, эффективная ставка по кредитному портфелю значительно выше, чем у госбанков и крупных частных универсальных кредитных организаций, — продолжает Никитин. — Соответственно, розничные банки, бизнес-модель которых часто подразумевает довольно рискованную кредитную политику, могут позволить себе более высокие, чем у других, ставки по депозитам и перетягивать на себя вкладчиков».

По мнению Никитина, было бы неплохо, чтобы на ситуацию в определенной степени повлиял регулятор. «У ЦБ есть разные инструменты для того, чтобы регулировать ситуацию, наиболее жестким из которых может быть прямое введение «потолка» уровня ставок, — указывает Никитин. — Однако эта мера рыночной не является. С экономической точки зрения целесообразнее корректировать возможные дисбалансы через дифференциацию отчислений в Фонд страхования вкладов и резервы». Сейчас такие меры обсуждаются как на уровне ЦБ, так и парламента. При этом, судя по выводам Никитина, возможные последствия их внедрения в целом по системе особо заметны не будут. «Если смотреть на цифры, то с учетом Сбербанка доли корпоративных и частных депозитов в банковской системе страны находятся в соотношении 50 на 50. В следующем году, полагаю, доля вкладов населения продолжит плавный рост, но радикальных изменений в структуре пассивов я не ожидаю», — заключил Никитин.

Мирошниченко в свою очередь надеется, что возможности для фондирования у банков расширятся. «Теплится небольшая надежда, что более доступными станут ресурсы из-за рубежа, но, с другой стороны, проблемы в европейской и мировой экономике никуда не делись, так что взрывной рост здесь маловероятен», — заметил он. Зато в следующем году, по прогнозу Мирошниченко, скорее всего, еще возрастет роль ЦБ, особенно в случае смягчения государственной денежно-кредитной политики. Точку зрения эксперта поддерживает Беленькая. «Темпы инфляции, по официальным данным, замедляются (по итогам года инфляция может составить 6,5—6,7%). Одновременно мы видим торможение роста экономики, в том числе розничного товарооборота, промышленного производства и темпов кредитования. Это может стать сигналом к смягчению денежной политики регулятором, — рассуждает Беленькая. — В начале следующего года, возможно, мы еще увидим некоторое движение ставок вверх, но к весне наступит стабилизация и, скорее всего, начнется снижение стоимости ресурсов, в том числе со стороны ЦБ (по операциям РЕПО)».

Юлия ПОЛЯКОВА, Banki.ru

Читать в Telegram
telegram icon

Обучение

Материалы по теме