Сегодня россиянам (во всяком случае жителям крупных городов) кредиты предлагают едва ли не каждом углу: с постеров рекламных конструкций, листовок, вываливающихся из наших почтовых ящиков. Едешь в такси — по радио напоминают об ипотеке. Поднимаешься на эскалаторе в метро — сладкий голос рассказывает тебе, что можно бросить все к чертям собачьим и отправиться на Канары, одолжив необходимую сумму у Сбербанка.
Банки в паутине
На деле все немного сложнее. Ибо процесс выбора подходящего вам кредитного продукта и банка, требованиям которого ваша персона отвечает, может затянуться. В отличие от рекламных щитов, банковских офисов в стране гораздо меньше. Впрочем, даже если и больше, — это не решает проблемы. На улице Тверская в Москве 34 офиса. Чтобы обойти их и познакомиться с предложениями не хватит трех дней. А всего в стране действует более 1,1 тыс. банков. И большая часть из них предоставляет кредиты. И что делать?
Вариант номер один: взять отпуск за свой счет и методично обходить банковские офисы. Не нравится? Понимаю. Вариант номер два: нырнуть во Всемирную Паутину.
Последний вариант становится все более популярным. По данным компании ИМА-консалтинг, 25% заемщиков именно так и поступают. А если учесть, что доступ к Интернету постепенно перестает быть редкостью (по итогам прошлого года им пользуется уже 28 млн из более чем 140 млн россиян), можно предположить, что скоро первый контакт россиян с банками будет начинаться именно в Сети.
Российские банкиры делают ставку именно на Интернет. Как показывает исследование компании BSMC, в том, что Сеть становится самым эффективным инструментом продвижения розничных банковских продуктов, уверены 89% банковских менеджеров. И судя по оценкам экспертов, присутствие банков в ней в ближайшем будущем будет существенно расширяться.
Впрочем, Интернет сам по себе не панацея для клиента. Потому что банковских сайтов в итоге столько же, сколько и самих банков, — более тысячи. И «обойти» их даже виртуально — задачка не менее сложная, чем прогулка по офисам.
«Далеко не всегда сайты банков оказываются комфортными для использования клиентами, — говорит Эльвира Сагидуллина, начальник отдела маркетинга банка «Стройкредит». По ее мнению, многие увлекаются «навороченным» дизайном, в итоге теряя простоту и удобство. К тому же само количество сайтов таково, что пользователю бывает очень трудно найти информацию о нужном ему кредите или депозите. И тем более сравнить условия в банках-конкурентах.
Глаза разбегаются
Выход большинство наблюдателей видят в развитии независимых банковских порталов. В последние два года в Рунете возникло несколько десятков подобных интернет-ресурсов, которые предоставляют своим посетителям возможность получить информацию сразу по многим банкам и сравнить условия различных кредитов и депозитов. Небольшой экскурс по ним показывает, что действительно сегодня россиянин может подобрать себе «подходящий вариант», проведя пару часов в кресле за монитором.
Старейший из российских банковских порталов — banki.ru. Здесь представлена гигантская база данных практически по всем российским банкам. Сильные места этого ресурса: четкая и удобная навигация, возможность сравнить условия вкладов в различные банки (самая большая в России база данных по вкладам). Кроме того, портал ежедневно публикует важнейшие банковские новости и основные материалы о финансовых рынках, появившиеся за день в российской прессе. «Изюминка» — краткие справки о каждом банке, из которых можно узнать, кто им владеет, какие проблемы банк испытал и т. п.
Номер два — портал bankir.ru. Этот ресурс «не для всех»: тем, кто ищет информацию об условиях кредитов или депозитов, он не интересен. Его сильное место — банковская аналитика, информация о процессах, которые происходят на российском финансовом рынке, и возможность трудоустройства для тех, кто мечтает работать в банке.
Крупнейший российский ресурс на тему кредитования — pro-credit.ru. Его сильное место — самая масштабная база по всем кредитам для частных лиц и малого бизнеса, которые предлагают российские банки. Здесь же специалисты могут проконсультировать посетителей портала по всем тонкостям, связанным с оформлением или погашением ссуд.
Портал kredit.ru. Много полезных советов, но информация явно несвежая. Основа контента этого сайта — реклама нескольких банков. Возможности объективного выбора и сравнения условий различных кредитных учреждений тут намного меньше.
Сайт formulakredita.ru. База данных поменьше, чем у лидеров, но есть плюс: здесь можно получить индивидуальную поддержку экспертов, которые помогут составить заявку на ссуду.
Одна из потенциальных опасностей ловли банков сетью — возможность наткнуться на портал черных брокеров (такие обычно отличаются плохим дизайном и слабой базой данных) или на «запущенный» сайт с устаревшей информацией.
«Некоторые сайты не обновляют свои базы данных, — напоминает Эльвира Сагидуллина из «Стройкредита». — И это очень портит общую картину российского банкинга в Интернете». На серьезных ресурсах информационную базу актуализируют и проверяют ежедневно. Например у pro-credit.ru и banki.ru созданы целые редакции, в которые пользователь может отправить письмо или позвонить и уточнить какую-либо информацию.
Понять, насколько серьезен тот или иной сайт, можно с помощью сервиса компании «Ашманов и партнеры» (ashmanov.com). Здесь, введя искомое слово (например, «кредит»), можно увидеть самые актуальные сайты Рунета. Например, по теме ипотеки основными лидерами являются сайты Райффазенбанка (raiffeisen.ru), банка «ДельтаКредит» (deltacredit.ru), портала Про-Кредит (pro-credit.ru), банка «Абсолют» (absolutbank.ru) и кредитного брокера «Фосборн Хоум» (fhome.ru).
Впрочем, Интернет сегодня предоставляет возможность не только получить информацию, но и заняться самим процессом получения кредита непосредственно в Сети. Лидеры российского банковского рынка ввели в обиход возможность подать заявку на кредит через Интернет. Правда, в большинстве случаев вам все равно придется идти в банковский офис с необходимыми документами. Пока только два банка довели работу через Сеть до логического завершения: в Банке Москвы вы через Интернет получаете не только ответ на вашу заявку, но и (если ответ положительный) подтверждение того, что вам выдан кредит и в офис идете уже непосредственно за деньгами. В Ситибанке условия еще комфортнее: клерк банка приедет за ваши документами к вам в офис или домой (в удобное вам время), а курьер доставит и саму кредитную карту.
Кстати, независимые финансовые порталы также озаботились возможностью отправлять заявки на кредит, не вставая из любимого кресла. Такой сервис, например, действует на портале pro-credit.ru, где посетитель может открыть виртуальный «Личный кабинет» (
Дайте жалобную книгу
В последнее время Интернет становится не только средством коммуникации с банками, но и своего рода «жалобной книгой» их клиентов. Раздражает россиян в банках многое. От очередей и неквалифицированного персонала до бюрократических проволочек в оформлении кредитов и невнятности разъяснений по поводу платежей по ним. Если прибавить к этому ошибки банков в оформлении ссуд, то получается изрядный ком нервов, претензий и обвинений.
В этом случае Интернет становится местом, где вы можете как минимум поделиться своим недовольством и как максимум — быть услышанным. Например, на сайте banki.ru создан раздел «Народный рейтинг», в котором посетители описываются «плюсы» и «минусы» того или иного банка практически по всем городам и весям страны.
Соответственно, на сайте учитывается и своего рода «антирейтинг» — для банков, работа которых вызывает наибольшее количество нареканий россиян. Его лидеры на сегодня — Ситибанк, «Русский Стандарт» и Кредит Европа Банк. Причем «Сити», работа которого вызывает как множество похвал, так и вал недовольств, вызвал у некоторых своих клиентов настолько сильное раздражение, что они создали даже специальный адрес для сбора жалоб — citi-go-home@yandex.ru.
Еще один вариант «жалобной книги» на днях создал портал pro-credit.ru, который подписал на сей счет специальное соглашение с Союзом потребителей России. Две организации открывают на сайте совместный раздел для сбора конкретных претензии россиян к банкам. Претензии будут проходить юридическую экспертизу и, если юристы признают их обоснованными, направляться в Роспотребнадзор, который с этого года все внимательнее следить за соблюдением банками прав потребителей. Так что Сеть теперь предоставляет возможность не только «брака» с тем или иным «банком», но и «развода» с ним.
Есть еще два способа быть услышанным. Первый — отписать на сайт Ассоциации российских банков (arb.ru). Ее президент Гарегин Тосунян с этого года организовал приемные дни для населения. Второй — обратиться за помощью к главному «смотрителю» банковского shyrf — Центральный Банку России, Правда, здесь Интернет вам поможет только одним — на сайте ЦБ (cbr.ru) вы найдете координаты специальной «горячей линии» для населения.
Ян АРТ