Банк «Открытие» решительно настроен на завоевание розничного банковского рынка. В 2013 году он планирует как минимум вдвое увеличить свою «легкую сеть» офисов и стать вторым банком по объемам розничного бизнеса. Эксперты считают такую инициативу амбициозной и заведомо успешной, но отмечают, что эффективность «легкого» формата в каждом конкретном банке зависит как от объема вложений, так и от выбранной стратегии по реализации проекта.
В наступившем году «Открытие» объединится с
Согласно документам, которые есть в распоряжении Банки.ру, в 2013 году банк «Открытие» планирует создать 1 038 так называемых стационарных рабочих мест (СРМ) — точек розничных продаж по всей России. СРМ подразделяются на четыре вида.
Из 1 038 будущих СРМ более половины приходится на точки
«В 2013 году мы планируем открыть примерно 500 новых СРМ, 1 000 — это их общее количество на конец года, — пояснил управляющий директор блока «Розничный бизнес» банка «Открытие» Александр Дарданов. — Развитие формата «легкой сети» является частью стратегии банка. Среди СРМ основной акцент в 2013 году будет сделан на развитие сети
По словам Дарданова, в настоящее время у банка открыто и успешно работает около 70
Филиальную же сеть кредитная организация расширять пока не планирует. «В настоящий момент мы уточняем детали нашей стратегии, в частности оценку нашей перспективной доли на рынке в связи с предстоящей консолидацией
Тем не менее планы у банка более чем амбициозные. «С учетом консолидации
Дилеммы бизнеса
Дополнительные рабочие площади потребуют и дополнительных кадров. С момента окончания новогодних праздников на рекрутинговых порталах появилось множество предложений от банка «Открытие» для соискателей из разных регионов. Сейчас на сайте Superjob.ru можно найти 247 открытых вакансий от банка, а на сайте HeadHunter.ru — 404 предложения от ФК «Открытие», владеющей банком.
Представители сайтов по найму в свою очередь отмечают особенную заинтересованность кредитной организации в кадрах на протяжении всего прошлого года. «В 2012 году банк «Открытие» значительно увеличил рекрутинговую активность на нашем портале, — обращают внимание в Superjob.ru. — Так, годовой прирост числа вакансий, размещенных банком на Superjob.ru, составил 700% (декабрь-2012 к декабрю-2011)».
Следует отметить, что многие открытые банком вакансии нацелены на развитие розничного бизнеса (в частности — кредитования физлиц) и работу по возврату проблемной задолженности. Казалось бы, подобные вакансии напрямую взаимосвязаны, но, вполне возможно, дело не только в запланированном росте кредитного портфеля и сопряженных с этим рисках.
Еще в марте прошлого года СМИ писали, что банк «Открытие» планирует скорректировать свою розничную стратегию. В частности, говорилось, что банк ужесточил
Аналитики указывали, что за первое полугодие 2011 года розничный кредитный портфель банка двукратно вырос (до 24 млрд рублей), что увеличило просрочку на 20% (до 1 млрд рублей). Во втором полугодии 2011 года розничный кредитный портфель вырос уже на 28% (до 30,8 млрд рублей), а просрочка — на 60% (1,6 млрд рублей).
«На 1 октября 2012 года доходы по кредитному портфелю банка превышали расходы по вкладам на 870 миллионов рублей, — говорит ведущий специалист
Конкуренты не против
Директор департамента продаж банка «Стройкредит» Денис Ельцов полагает, что для «Открытия» столь масштабные планы по наращиванию розницы — это актуальная цель. «Все зависит от того, чего именно банк хочет добиться, — комментирует эксперт. — Если он хочет завоевать большую долю рынка именно в рознице, то ему стоит действовать аккуратно, потому что сейчас в целом этот рынок имеет множество предложений, в том числе от таких сильных игроков, как «Сбер» и ВТБ 24. Они активно развивают розничное направление, в том числе офисы «легкого» формата. Также важным конкурентом для «Открытия» будет Хоум Кредит Банк, который сейчас входит в число лидеров по количеству точек продаж. Я вполне допускаю, что «Открытие» может занять одну из лидирующих позиций на рынке по объемам розничного бизнеса, однако перспективы данного проекта будут зависеть от того, сколько ресурсов и средств кредитная организация готова вложить в развитие этого направления и «легкой сети».
По мнению представителей крупнейших розничных банков,
«Кроме широко используемых точек
Но не все эксперты настроены так позитивно. «Проект банка «Открытие» выглядит амбициозно, но его реализация станет кредитной организации в копеечку, — указывает представитель крупного банка, пожелавший остаться неизвестным. — Торговые сети и арендодатели с каждым годом повышают аренду все больше и больше. Кроме того, за масштабный «вход» на розничный рынок также нужно заплатить. Не уверен, что у банка получится отбить вложенные в проект средства в ближайшей перспективе. Особенно учитывая, что рынок уже поделен между основными крупными игроками».
Анна ДУБРОВСКАЯ, Banki.ru