Пушистый спрос

Дата публикации: 16.01.2013 12:00
7 133
Время прочтения: 9 минут
Банкиры отмечают растущий из года в год интерес потребителей к кредитам на покупку шуб, дубленок и другой зимней «экипировки». У некоторых банков показатели по выдаче «меховых» кредитов за последний год даже выросли на 60%. Портал Банки.ру разбирался, кто может позволить себе пушистую обновку и чего следует опасаться при ее покупке.

Как показал опрос порталом Банки.ру представителей кредитных организаций, желающих похвастать наличием черно-бурой или норковой красавицы «на барском плече» меньше не становится. Наоборот, спрос на «меховые» кредиты сильно растет, так как все большее количество людей считают шубу обязательным атрибутом демонстрации своей состоятельности.

«Прирост по объемам «меховых» кредитов в 2012 году по сравнению с прошлым годом составил 56%, — отмечает начальник управления развития сегмента «Одежда и спортивные товары» Хоум Кредит Банка Екатерина Займенцева. — Норковая шуба по цене от 40 тысяч рублей перестает в наше время быть редкостью, становится нормой жизни. Именно поэтому банковские предложения в данном сегменте пользуются наибольшей популярностью. Увеличение спроса на данный вид продукции я связываю с двумя причинами: приемлемой ценой на изделия и активной работой банков, помогающих исполнить мечту любой женщины носить меха».

«Статистика нашего банка показывает, что чаще всего клиенты берут в кредит женские норковые шубы и дубленки, — рассказывает начальник управления продаж потребительских кредитов Кредит Европа Банка Андрей Ребров. — Третье место по популярности делят пальто и пуховики. Мы отмечаем увеличение спроса на этот вид кредита по сравнению с прошлым годом. Так как шубы — продукт преимущественно сезонный, мы имеем в виду рост спроса на них в промежутке с середины октября до начала марта (в регионах этот период может быть больше, например в Сибири). В общем динамика сезона 2011/12 и еще не закончившегося сезона 2012/13 положительная».

По словам руководителя управления по развитию сети дистрибуции Альфа-Банка Максима Акуянова, 2012 год оказался для банка весьма прибыльным в отношении прироста кредитов на верхнюю одежду. «В прошлом году мы выдали таких кредитов 60 тысячам клиентов на сумму более 4 миллиардов рублей, в том числе в декабре — на сумму более миллиарда, — говорит банкир. — В целом этот рынок стремится к увеличению продаж, однако мы наблюдаем усиление роли локальных партнеров в регионах. Человеку в областном городе удобнее покупать шубу на выставке, которая приезжает в город».

Рост заинтересованности россиян в покупке меховых изделий в кредит отмечают и сами ретейлеры. «Процент меховых и других зимних изделий, проданных в кредит, составляет 35% в год, — делится статистикой помощник руководителя департамента розницы компании «Алеф» Екатерина Шиянова. — Это число увеличивается из года в год примерно на 3%, учитывая рост розничной сети нашей компании, а также низкую платежеспособность клиентов».

Недешевое удовольствие

На данный момент основными участниками рынка «мехового» кредитования являются Альфа-Банк, «Русский Стандарт», Хоум Кредит Банк, Русфинанс Банк, Кредит Европа Банк и Cetelem. Именно они «оккупировали» большинство популярных ретейлеров, занимающихся продажей шуб, дубленок и т. п. Кредит на шубу можно оформить в магазинах «Снежная королева», «Мир кожи и меха», Ivagio, «Алеф», Lady Winter, Mondial, «Шубкин дом», Danaya и некоторых других.

Кредит на покупку зимней верхней одежды выдается непосредственно в магазине или на специализированной выставке-ярмарке. Как правило, решение о выдаче такого кредита принимается в течение 15—30 минут, а набор документов минимален. Для покупки на сумму до 100 тыс. рублей требуется только паспорт. Чтобы получить кредит свыше этой суммы, надо будет предоставить менеджеру банка дополнительный документ, удостоверяющий личность (к примеру, водительское удостоверение).

Кроме того, для приобретения шубы в кредит необходимо иметь постоянную регистрацию в любом регионе России (чаще всего — в Москве или Московской области). Еще года три-четыре года назад во многих меховых салонах было достаточно наличия временной регистрации.

Некоторые ретейлеры предъявляют особые требования к клиентам банков-партнеров. Например, кредит, выдаваемый на покупку шубы от меховой фабрики «Каляев», может получить лишь человек с постоянной пропиской в России, за исключением Северного Кавказа. Есть некая дискриминация и по гендерному признаку. Шубу от фабрики «Каляев» может приобрести в кредит девушка от 18—20 лет, а вот юноше должно быть не менее 22 лет.

Тенденция по наличию «возрастных льгот» для девушек, желающих купить шубу в кредит, наблюдается во многих меховых салонах. Разница в минимальном возрасте заемщика-женщины и заемщика-мужчины составляет как минимум год (в пользу женщин, конечно). Опрошенные обозревателем Банки.ру эксперты предполагают, что это может быть связано с платежеспособностью потенциальных заемщиков. «Принято считать, что шубу женщина обычно не покупает себе сама, а получает в подарок — от родителей, мужа или любовника, — размышляет представитель одной кредитной организации. — Но где это видано, чтобы шубу или дубленку дарили мужчине? Такое случается очень редко. Видимо, поэтому для меховых салонов важно, чтобы заемщик мужского пола имел стабильный заработок и постоянное место работы. Отсюда и повышенный возрастной «ценз» для представителей сильного пола».

На фоне вышеупомянутых особенностей примечательно выглядит фраза на сайте меховой фабрики «Каляев»: «Неработающий пенсионер может оформить кредит». Причем сделать он это может в Альфа-Банке, «Русском Стандарте» или Хоум Кредит Банке. По информации на официальном сайте фабрики, у первых двух банков максимальный возраст заемщика для выдачи кредита на шубу не ограничен, а у ХКФ Банка получить кредит на интересующий предмет зимней одежды может любой человек до 70 лет.

В среднем на покупку шубы, дубленки или иного мехового изделия банк готов ссудить потребителю от 3 тыс. рублей до полумиллиона. Первоначальный взнос по «меховому» кредиту обычно равняется от 0% до 90% от стоимости покупки, а срок кредитования — от трех месяцев до трех лет. Процентная ставка по такому кредиту может «кусаться» вплоть до 100% годовых. На момент написания заметки по информации на сайте компании «Мир кожи и меха», самые низкие, но и самые высокие ставки были у ее партнера — банка Cetelem. По кредиту «Без переплаты» данного банка годовая процентная ставка составляла от 6,9% до 96,4%, а по кредиту «Единый платеж. Переплата 0» — от 6,9% до 82,1%. Как пояснили в самом банке Cetelem, информация на сайте «Мир кожи и меха» не была актуализирована, теперь кредит называется «Выбери свою переплату», а ставка по нему составляет от 37,8% до 58,3% годовых. Кроме того, можно выбрать и другие варианты кредитов от 14,9% до 59,9% годовых.

Условия «пушистого» кредитования необходимо обговаривать как с представителем продавца, так и с представителем банка заранее, поскольку может оказаться, что магазин или салон готов сделать вам эксклюзивное предложение, о котором кредитная организация не знает. Например, на своем сайте компания «Алеф» обещает компенсировать сумму процентов по кредиту, которая должна быть выплачена банку, в виде скидки на приобретаемый товар.

По словам представителей крупных банков, больше всего обращений за кредитом на покупку шубы наблюдается осенью в преддверии холодов. «Мы наблюдаем увеличение обращений по кредитам на шубы и прочие предметы верхней зимней одежды в среднем с июля до конца календарного года, — обращает внимание Максим Акуянов из Альфа-Банка. — Клиентами меховых салонов чаще всего являются женщины и мужчины среднего возраста (около 40 лет). Они обычно оформляют кредиты на 60 тысяч рублей на средний срок около 12 месяцев».

Его слова подтверждает Андрей Ребров из Кредит Европа Банка. «Ноябрь — пик обращений за «меховыми» кредитами, — говорит он. — Со скидками это не связано. Они лишь один из дополнительных мотиваторов. Средняя сумма такого кредита — 60 тысяч рублей, средний срок кредита — год».

Екатерина Займенцева из Хоум Кредит Банка сообщила, что основной сезон продаж меховых изделий и, соответственно, кредитов по ним приходится на август — февраль. «Популярность подобных товаров именно в этот период связана с климатическими условиями в России, а также многочисленными праздниками, ведь шубка в подарок любимой до сих пор является наиболее актуальной покупкой в сегменте одежды», — комментирует Займенцева. Она также рассказала, что, несмотря не превалирующее количество женщин среди покупателей меховых изделий, представителей обоего пола среди заемщиков по «меховым» кредитам примерно поровну.

А в компании «Алеф» отмечают, что пик обращений за кредитами начинается в октябре и заканчивается в декабре, связывая это как с сезонностью изделий, так и с проводимыми скидочными акциями. Среднестатистическим клиентом компании является женщина 40—45 лет с уровнем дохода примерно 30 тыс. рублей в месяц. Средняя сумма кредита варьируется в пределах 80—120 тыс. рублей на срок от 10 до 24 месяцев.

Шито белыми нитками

В Интернете можно встретить много жалоб клиентов на некачественные меховые изделия. Если они были куплены у официальных поставщиков и за наличные, вернуть деньги оказывается намного проще, чем при оформлении шубы в кредит.

«В январе 2012 года я приобретала шубу в кредит в Хоум Кредит Банке, — рассказывает в «Народном рейтинге» Банки.ру natalyagirenko. — Во-первых, при оформлении сотрудник банка, ничего не спрашивая про страхование жизни, оформил кредит, включая данную услугу. Насколько мне известно, данная услуга добровольна и оформляется по желанию клиента. Я такого желания не изъявляла, и меня даже не спросили, нужна ли мне эта услуга. Во-вторых, так как товар оказался ненадлежащего качества, от него я отказалась в течение двух недель — по закону о защите прав потребителей. Сотрудник банка из магазина направил меня в отделение банка. Я приехала туда, и сотрудница отделения (Загороднова Виктория Викторовна) мне сказала, чтобы я написала заявление заемщика об отказе от страхования (оно у меня на руках), выдала мне расчет задолженности, также я заплатила проценты за весь месяц (приходно-кассовый ордер на руках), хотя при полном возврате товара я не должна их выплачивать. После чего сотрудница банка уверила меня, что все закрыто и я могу быть спокойна. Спустя 11 месяцев мне звонят и говорят, что я должна сумму денег. Соответственно, мне приходится ехать в отделение банка и разбираться в данной ситуации».

С возвратом «кредитных» денег действительно могут быть проблемы, ведь тут будет задействован не только банк, но и продавец. Как отметила в своем ответе в «Народном рейтинге» директор департамента клиентского сервиса Хоум Кредит Банка Светлана Вельможина, согласно условиям заключенного договора в подобных ситуациях все взаиморасчеты производятся между клиентом и торговой организацией. «Обращаю ваше внимание на то, что банк не является стороной по договору купли-продажи товара, заключенному между вами и торговой организацией, — заявила представитель банка. — Все вопросы о товаре, в том числе его качестве, решаются без участия банка. Независимо от вариантов решения по рекламации ваши обязательства по кредитному договору не изменяются».

В данном случае эксперты советуют как можно скорее рассчитаться с банком и сделать экспертизу некачественной шубы за свой счет. Если проводившие экспертизу специалисты установят, что дефект производственный, то у продавца можно будет потребовать деньги в полном объеме как за товар, так и за саму экспертизу, а также уплаченные по кредиту проценты. К сожалению, в большинстве случаев правды придется добиваться через суд. Чтобы уберечь себя от лишних потрясений, крайне важно заранее ознакомиться с советами по выбору качественной шубы и тщательно проверить ее у продавца перед покупкой.

Анна ДУБРОВСКАЯ, Banki.ru

Читать в Telegram
telegram icon

Обучение

Материалы по теме