В конце 1990-х — начале 2000-х годов в Россию пришло немало иностранных банков, которые развили на рынке весьма бурную деятельность. Приход таких крупных игроков, как Citigroup, Raiffeisen, Uniastrum, BSGV и других, был заранее обречен на успех. Этому способствовали как долгая история работы и сформировавшийся в глазах потребителей имидж, так и неплохие финансовые ресурсы. Но за последние 2 года поток иностранцев, желающих выйти на отечественный банковский рынок, заметно иссяк. Однако так кажется только на первый взгляд.
Вход открыт
Отечественный банковский рынок остается чрезвычайно интересным для иностранных банков. Они продолжают активно его осваивать, но уже не столько появлением новых игроков, сколько путем увеличения зарубежными банками уже имеющихся долей в российских кредитных организациях. Например, в 2007 году прошла сделка по приобретению бельгийской группой KBC 92,5% банка «Абсолют», Коммерцбанк вошел в капитал Промсвязьбанка, BSGV получил разрешение на покупку 30% акций Росбанка, энергично расширяет сферу своего влияния ICICI Bank. Доля иностранных банков в банковской системе страны превысила 20%, а это довольно много, резюмирует заместитель председателя правления банка «Возрождение» Николай Орлов.
В начале 2000-х годов зарубежные банки пришли на российский рынок вслед за своими глобальными клиентами, а также с целью занять определенные ниши на рынке кредитования крупных и средних российских корпораций и ритейла, поясняет Алексей Иванов, член правления банка ГЛОБЭКС: «Сейчас рынок уже сформирован, в России не так много клиентов, финансовая отчетность которых соответствовала бы жестким требованиям западных стандартов, поэтому и новые игроки на рынке появляются редко».
Основные причины отказа от прихода на российский рынок зарубежных кредитных организаций называет Андрей Науменко, начальник управления по связям с инвесторами Промсвязьбанка: «Во-первых, вызванные ипотечным кризисом в США потери крупных зарубежных банков — глобальных игроков, способных заинтересоваться развитием бизнеса в России, привели к общей тенденции отказа инвесторов от принятия на себя дополнительных рисков, включая инвестиции на развивающихся рынках, в частности в России. Во-вторых, рост цены «входного билета» на российский рынок отсеивает часть потенциальных новых игроков. В-третьих, возросшая конкуренция привела к стремительному сокращению маржи на рынке банковской розницы, представляющей собой основной целевой рынок для сравнительно недавно образованных иностранных «дочек» на российском банковском рынке. Кроме того, существует тенденция к увеличению доли регионов в доходах российских банков; в то же время инвестиции в развитие собственной региональной сети достаточно затратны и окупаются не скоро, а покупка банка с развитой региональной сетью чревата не только высокими затратами, но и потенциальными проблемами с контролем (управлением, кадрами)».
Закон не писан
Сегодня законодательство не позволяет зарубежным кредитным организациям открывать филиалы на территории России. Несмотря на невозможность создания филиала, иностранным банкам чрезвычайно интересен российский рынок. Приход новых игроков это только подтверждает, убеждена Ирина Гордеева, первый вице-президент НОМОС-банка: «Безусловно, появление нормативного акта, разрешающего открывать филиалы иностранных банков, изменило бы ситуацию, но вряд ли подобный документ появится в ближайшее время. К примеру, Канада разрешила иностранным банкам открывать свои филиалы на ее территории только в 1999 году, поскольку считала, что это может нанести ущерб даже ее установившейся банковской системе. К тому же сейчас все банки — как российские, так и «дочки» зарубежных — находятся в одном правовом поле и играют по одинаковым правилам. Филиал же иностранного банка будет подчиняться законам страны, в которой находится материнская компания. Это создаст условия для неравной конкуренции и может привести к серьезным негативным последствиям для банковской системы в целом».
Вряд ли власти захотят поставить российские банки в условия жесткой конкуренции с крупными иностранными игроками. Тем более что больших налоговых поступлений в бюджет от них ждать не придется. Тем не менее экономика России растет, поэтому стоит ожидать в 2008—2010 годах нового притока зарубежных банков, особенно после вступления России в ВТО, уверен Алексей Иванов: «Западные банки станут покупать мелкие и средние российские банки и адаптировать их к своим стандартам работы и корпоративной культуре».
Такими темпами в ближайшие
Большинство иностранных игроков, ранее пришедших на российский рынок розничных банковских услуг, сейчас уже активно развивают сети продаж, в том числе путем поглощения российских банков с соответствующей инфраструктурой. Для формирования основ такого активного роста требовалось определенное время, подчеркивает Андрей Хандруев, заместитель председателя правления Газэнергопромбанка: «Сейчас цена «входного билета» существенно возросла, впрочем, как и привлекательность этого сегмента рынка. Считаю, что новые иностранные банки на этом поле в 2008—2010 годах обязательно появятся».
Конкуренты или коллеги?
Наиболее интересным сегментом в России для иностранных банков сейчас является обслуживание частных клиентов. Многие общепринятые на Западе продукты до сих пор не представлены на российском рынке, считает председатель правления СДМ-банка Максим Солнцев: «Работа с крупными юридическими лицами, по моему мнению, уже поставлена. А приход иностранных банков в сегмент малого и среднего бизнеса пока остается в перспективе».
Если рассматривать сегмент банковской деятельности, в котором иностранные банки скорее всего будут конкурировать с российскими, представители отечественных кредитных организаций в один голос заявляют, что в первую очередь это будут розничные банковские продукты. Конкуренция будет происходить во всех сегментах, где есть возможность предложить более технологичный, дешевый и качественный продукт, отмечает Николай Орлов: «Мне кажется, это все кредитные продукты для розничного рынка — и ипотека, и потребительское кредитование. Кроме того, будет появляться большее количество монопродуктовых финансовых посредников, как, например, специализированные финансовые «дочки» автопроизводителей в сфере автокредитования». Private Banking, Asset Management, Investment Banking и привлечение финансирования для крупнейших корпоративных клиентов, продолжает список Андрей Науменко.
При этом иностранцы в большинстве своем заметно отстают от российских банков в предоставлении таких сложных комплексных услуг, как проектное финансирование, лизинг, организация сделок M&A, убеждена Ирина Гордеева. Впрочем, скорее всего они и там предложат свои программы, тем более что все ресурсы у них для этого имеются.
Тем не менее российские банки могут и не конкурировать с иностранными коллегами. Лучший выход для отечественных кредитных организаций — плодотворное сотрудничество. «Например, в сфере Private Banking у нас есть клиенты в России, у иностранцев — продукт», — подмечает вице-президент Бинбанка Ирина Комарова.
Довольно привлекательными являются синдицированные кредиты. Как правило, синдицированные кредиты предоставляются для крупных проектов, но если бы удалось найти предложение, которое покрывало бы спектр от 250 до 400 млн рублей или даже меньше, то тогда этот продукт был бы однозначно интересен, уверен Максим Солнцев. Не должно остаться в стороне и проектное финансирование. Впрочем, уже сейчас ряд российских банков делает первые шаги в этом направлении. В частности, Промсвязьбанк предоставляет своим клиентам услуги в области trade finance и ECA-backed project finance, которые предполагают взаимодействие с иностранными банками-партнерами.
ИпоТек Банк разрабатывает программу консультирования клиентов по ипотеке за рубежом. «По этой программе клиент сможет получить консультации, сдать документы на кредит в отделениях нашего банка, мы предложим ему ряд банков в интересующей его стране и ответим на все вопросы, — рассказывает старший вице-президент по развитию ИпоТек Банка Елена Шилина. — После того как клиент получит решение по кредиту и выберет объект недвижимости, сама сделка будет проводиться банком-партнером за рубежом».
Елена БЕРЕЗИНА