Минфин и ЦБ хотят превратить аудиторов в информаторов

Дата публикации: 05.02.2008 10:09
2 633
Время прочтения: 6 минут
Источник
Коммерсант

Минфин и ЦБ готовят поправки к законам «О Банке России» и «Об аудиторской деятельности», согласно которым ЦБ и другим надзорным органам будет открыт доступ практически к любой информации, собранной аудитором в банках, финансовых и страховых компаниях. Сами аудиторские компании будут обязаны сообщать в надзорные органы обо всех выявленных существенных нарушениях законодательства и надзорных требований. Компании и банки единодушны: в случае принятия поправок понятие аудиторской тайны в отношении поднадзорных Банку России и Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР) структур аннулируется, а аудит банков и финансовых компаний будет массово фальсифицироваться.

Кампания по давлению на аудиторские компании для сбора государством информации о незаконных операциях их клиентов грозит перерасти в систему. В распоряжении «Коммерсанта» оказалась последняя версия проекта закона о поправках в законы «Об аудиторской деятельности» и «О банках и банковской деятельности», которые в случае принятия практически полностью аннулируют понятие аудиторской тайны в банковском бизнесе. Поправки обсуждаются советом по аудиторской деятельности при Минфине с участием ЦБ. Директор департамента банковского регулирования и надзора ЦБ Алексей Симановский уже уведомил о них Ассоциацию российских банков. Исходя из документов, имеющихся в распоряжении «Коммерсанта», они будут внесены в Госдуму правительством.

Поправки прямо устанавливают обязательство для аудиторов передавать в ЦБ, ФСФР и Федеральную службу страхового надзора (ФССН) информацию о деятельности их клиентов, а клиентам запрещается предпринимать какие-либо действия для ограничения круга информации, которая может быть доступна аудитору и передана в ЦБ. Список фактов, о которых аудитор, безусловно, должен сообщать в надзор, определен максимально широко. Это любые сведения о деятельности банка или инвесткомпании, которые могут привести к прекращению последней из-за нарушения законов и нормативных актов ЦБ. Кроме того, аудитор должен сообщать ЦБ о «недобросовестной» деятельности клиента по отношению к аудитору, а также о выявлении любых операций, которые могут привести к отказу аудитора подписывать аудиторское заключение.

Отметим, что в первоначальном варианте поправок, в марте 2007 года, формулировки были еще более откровенными: они предполагали обязать аудиторов сообщать ЦБ о любых операциях, представляющих «угрозу интересам кредиторов (вкладчиков)», а раскрытие надзору такой информации вообще выводилось из-под понятия аудиторской тайны. Но и в нынешней версии от нее остается немного. Предвидеть действия ЦБ в отношении банков аудитор не может, а именно решения надзора в подавляющем большинстве случаев являются причиной прекращения деятельности банка (после отзыва лицензии). Аудиторы в случае реализации поправок будут лишены возможности «договариваться» с клиентами об устранении нарушений без огласки и будут вынуждены сообщать ЦБ о любых подозрительных фактах, обнаруженных в банках. После начала судебного процесса «Федеральная налоговая служба против Pricewaterhousecoopers» аудиторы предпочтут «стучать» не только под угрозой лишения лицензии, но и из-за боязни материальной и уголовной ответственности.

Действующий закон «Об аудиторской деятельности» не предполагает передачи информации о состоянии дел клиента кому бы то ни было, кроме как по решению суда. В статье 5 закона зафиксировано, что при проведении аудиторской проверки аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны в том числе «обеспечивать сохранность документов, получаемых и составляемых в ходе аудиторской проверки, не разглашать их содержание без согласия аудируемого лица … за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ». Исключения регулируются статьей 8 того же закона: в ней говорится о том, что «находящиеся в распоряжении аудиторской организации и индивидуального аудитора документы, содержащие сведения об операциях аудируемых лиц… предоставляются исключительно по решению суда» и лишь уполномоченным на это законом лицам или органам госвласти. Той же статьей аудиторы обязаны не передавать сведения и копии документов, полученные в ходе аудита, третьим лицам без согласия клиента.

«Этот закон попросту оставит нас без работы»,— заявила руководитель департамента международной отчетности и банковского аудита аудиторско-консалтинговой группы «BKR интерком аудит» Елена Коротких. По ее словам, от новаций пострадают прежде всего крупные российские аудиторские компании, которые неизбежно столкнутся с оттоком банков-клиентов. «Никакой банк не допустит, чтобы на него «стучали» ЦБ», — говорит она. По словам Елены Коротких, клиенты уйдут к тем мелким компаниям, которые «торгуют» своими заключениями и за небольшую сумму готовы подтвердить своей печатью любую финансовую отчетность. «Для таких аудиторов-однодневок потеря лицензии не страшна: продали несколько заключений, закрылись и открыли новую компанию».

По мнению аудитора, от оттока клиентов застрахованы лишь аудиторские компании «большой четверки» — в силу того, что наличие заключения именно от этих международных компаний, как правило, является требованием контрагентов клиента.

В компаниях «четверки» (PWC, Ernst & Young, Deloitte, KPMG) с ситуацией, по данным «Коммерсанта», знакомы, но ее не комментируют. Вице-президент аудиторско-консалтинговой компании ФБК Алексей Терехов назвал возможные последствия принятия законопроекта «катастрофическими». «Это будет конец банковского аудита в его классическом определении — как независимой стороны, проводящей оценку достоверности банковской отчетности. Банковский аудит станет довольно рискованным делом, ведь проект обязывает немедленно сообщать о любом нарушении законодательства, приведшем к искажению отчетности, насчитывающей сотни форм (из которых далеко не все исследуются аудиторами). Аудиторов обязывают сообщать о «недобросовестных действиях», однако четкого определения этого термина не существует. Значит, трактовать его будет чиновник ЦБ, и его суждение станет критерием истины»,— рассказал он.

Как напоминает партнер компании «БДО Юникон» Александр Веренков, сейчас источниками о состоянии дел в банках являются аудиторские заключения и информация органов банковского надзора. «Банковский сектор очень чувствителен к этой информации, и ее утечка со ссылкой на «аудиторские источники» может привести к непредсказуемым последствиям»,— говорит он. Александр Веренков отметил, что финансовое бремя нововведений предлагается возложить на аудиторов, и это еще более усилит нынешний ценовой демпинг на аудиторском рынке.

В ЦБ и Минфине отказались комментировать проекты поправки. Источник, близкий к Центробанку, пояснил лишь, что в Минфине и Банке России осознают риски, связанные с поправками, однако считают, что такая схема работы «соответствует международной практике» и в конечном счете себя оправдает. В переписке ЦБ с АРБ господин Симановский ссылается на «Международный стандарт аудита 1004», документы Международной ассоциации бухгалтеров и Базельского комитета по банковскому надзору, а также на практику Германии, Франции, Нидерландов и Армении. Глава комитета Госдумы по финансовым рынкам Владислав Резник, выступающий против законопроекта (об этом он сообщил в письме на имя главы Минфина Алексея Кудрина), считает эти ссылки несостоятельными: так, по его словам, в Великобритании, Швейцарии список обязательной к раскрытию аудитором информации жесток, а в ряде случаев аудитор сам вправе определять существенность нарушения для целей надзора. Он также полагает, что поправки касаются и аудиторов, предоставляющих банкам и финансовым структурам консалтинговые услуги, отмечает возможность распространения закона на страховой и финансовый рынки (подробно их поправки не касаются) и предлагает жестко фиксировать процедуры предоставления аудиторами фактов ЦБ, ФСФР и ФССН и списки фактов, которые должны составлять их сообщения в надзор. К закону он относится скептически, видя в нем лишь «крайне малый потенциально положительный эффект». Президент АРБ Гарегин Тосунян сообщил, что ассоциация не поддержала новации и отправила в ЦБ заключение с замечаниями. Принятие закона осложнит взаимоотношения банков и аудиторских организаций, в частности существенно сократит объем информации, который кредитные организации сообщают аудиторам, говорит он.

Проблемы взаимодействия аудита и банков могут коснуться и их клиентов. Банк России обязан сообщать о нарушении закона в МВД и прокуратуру и в случае, если речь идет о незаконной операции «банк -клиент». Высока вероятность того, что «наработками» Минфина и ЦБ попытается воспользоваться и Федеральная налоговая служба. Первые попытки поколебать понятие аудиторской тайны ФНС предпринимала в прошлом году, когда налоговики и Банк России массово запрашивали у аудиторов в ряде регионов сведения, относящиеся к аудиторской тайне. Теперь эта работа может быть поставлена на законную и всеобщую основу в масштабах всей экономики.

Ирина ГРАНИК, Дмитрий БУТРИН, Вадим ВИСЛОГУЗОВ

Читать в Telegram
telegram icon

Обучение

Материалы по теме