Пока россияне наслаждались выходными днями, провожали зиму и ели блины на Масленицу, на солнечном Кипре финансовые власти республики размышляли, где взять денег на рекапитализацию банковской системы.
Как известно, власти Кипра, запросившие поддержку у ЕС, фактически получили отказ в ее предоставлении. ЕС согласовали выделение Кипру только 10 млрд из 17 млрд долларов, запрошенных на рекапитализацию банковской системы острова, и предложили изыскать остаток денежных средств из других источников. И Кипр стал думать. Оказалось, что в рамках спасения своей банковской системы правительство и Центробанк Кипра готовы пойти на любые меры. На момент написания этой статьи рассматривались несколько вариантов, основные из них:
— ввести разовый (чрезвычайный) налог с вкладов в зависимости от их размера (с сумм до 100 тыс. евро — 3%, от 100 тыс. до 500 тыс. — 10%, более 500 тыс. евро — 15%;
— конвертировать часть вкладов граждан в акции банков, в которых эти вклады открыты (то есть привлечь их к участию в капитале).
По самым различным оценкам, в банках Кипра находится от 20 млрд до 53 млрд евро вкладов, которые имеют отношение к российским гражданам (что составляет до трети от совокупного объема активов кипрской банковской системы). Отметим, что речь идет о вкладах граждан, при этом не учитывались депозиты юридических лиц (в том числе кипрских), за которыми также стоит российский бизнес.
Наконец-то «жирных котов» прижали! Наконец-то наворованные деньги у российских хапуг и взяточников отнимают! — обрадовалось большое число простых россиян. Только надо учитывать, что Республика Кипр — это член Евросоюза, который должен соблюдать все правовые, экономические, этические нормы, принятые в данных страновых сообществах. Одна из таких норм — неприкосновенность частной собственности, а еще — предсказуемость национального законодательства. Планируемые властями Кипра меры, по сути, являются конфискацией части имущества иностранных граждан на территории страны, проведенной по решению правительства, а также принудительным обменом долговых обязательств кипрских банков перед вкладчиками на долю участия (акции) в них. Наконец, Кипр де-факто готов объявить суверенный дефолт. При этом страна не только не хочет вернуть деньги инвесторов (ну нет, дескать, у нас денег сейчас, когда сможем — вернем часть), но и присвоить их (налоги у нас такие!).
Российское правительство должно принять меры по защите имущества своих граждан от подобных действий со стороны других государств, даже если это объясняется какими-то экономическими или политическими причинами. Могу предположить, что если бы такая ситуация сложилась бы, например, со средствами граждан США, то правительство Штатов уже оказало бы максимальное экономическое и политическое давление на Кипр. Достаточно вспомнить историю: когда на Кубе произошла революция и начались массовые изъятия собственности граждан США, правительство начало подготовку к военному вторжению на Кубу, и только вмешательство СССР его предотвратило. А Куба была для США то же самое, что и Кипр для России сейчас.
Предположения о том, что такая мера со стороны Кипра пролоббирована российскими властями и позволит вернуть деньги богатых россиян из офшоров, — скорее всего, неправильные. Это побудит собственников денег сменить один офшор на другой (более надежный), но не заставит их вернуть капиталы в Россию. Ряд других юрисдикций с удовольствием предоставят свою инфраструктуру для размещения денег состоятельными вкладчиками из России. В числе претендентов, например, прибалтийские государства.
Особенно неоднозначно в этой ситуации выглядят планы предоставления российским правительством кредитов Кипру на реструктуризацию их банковской системы. Почему российские налогоплательщики должны оплачивать благополучие граждан других стран? По данным СМИ, одним из условий предоставления кредитов является передача российским властям данных о счетах граждан РФ на Кипре, а главное — информации о бенефициарных владельцах кипрских компаний.
Президент России Владимир Путин назвал принимаемые властями Кипра меры несправедливыми, непрофессиональными, опасными. Действительно, несправедливо. Ведь Россия — давний и один из крупнейших экономических партнеров Кипра, за счет вкладов граждан и компаний из России во многом держится экономика и благосостояние острова.
Опасность ситуации в том, что события на Кипре, санкционированные властями Евросоюза, закладывают бомбу под доверие к экономике всей Европы. Нарушаются принципы сохранности частной собственности и стабильности законодательства (в том числе — финансового).
Для «поправки здоровья» кипрской экономики местные власти могут пойти на другие, столь же непопулярные для инвесторов меры. Например, ввести разовый налог для владельцев недвижимости на Кипре в размере от
Еще один вариант — передать российским и другим иностранным властям данные о счетах и инвестициях их граждан в экономику острова. За это попросить стабилизационных кредитов от соответствующих государств и долю в средствах, дополнительно полученных с таких граждан в виде налогов и штрафов.
Наконец, можно обложить «драконовскими» налогами компании, ведущие деятельность в других странах. Ведущие российские отрасли — металлургия, нефтедобыча и переработка, связь, энергетика — в значительной мере номинально контролируются кипрскими компаниями.
После принятия таких мер терять Кипру в плане доверия инвесторов будет нечего. Но зато страна в краткосрочном периоде неплохо подзаработает.
Вячеслав ПУТИЛОВСКИЙ, начальник информационно-аналитического отдела Банки.ру