Крупные вкладчики банка «Первомайский», обслуживающиеся в допофисе в Геленджике, изрядно удивились, когда кредитная организация отказалась закрыть их депозиты. Оказалось, что заведующая допофисом неправомерно оформляла особые
25 марта 2013 года банк «Первомайский» заявил на своем официальном сайте, что в его отделение в Геленджике поступило несколько обращений от клиентов, требующих прояснить ситуацию с их вкладами. В ходе проверки выяснилось, что несколько жителей города оформили договоры банковского вклада непосредственно через руководителя допофиса в Геленджике — Ларису Ильиничну Голоднову.
Как выяснили в банке, Голодновой применялась неправомерная схема приема денежных средств (вкладов) в обход кассы банка. Согласно сообщению кредитной организации, «договоры банковского вклада и
Заведующей допофисом удавалось привлечь клиентов повышенной процентной ставкой. Судя по отзыву вкладчицы Anna_Gal в «Народном рейтинге» Банки.ру, все вклады более 700 тыс. рублей директор банка предлагала перевести в так называемые
Сейчас возбуждено уголовное дело в отношении директора дополнительного офиса «Геленджикский» банка «Первомайский» Ларисы Голодновой. Она подозревается в хищении денег мошенническим путем в особо крупном размере согласно части 4 статьи 159 Уголовного кодекса РФ. Подобное преступление наказывается лишением свободы на срок до десяти лет, а также штрафом в размере до миллиона рублей.
По данным Следственного комитета Краснодарского края, неправомерные действия Голоднова совершила летом прошлого года. Так, в июле 2012-го она ввела в заблуждение жителя Геленджика, заключив с ним подложный договор об открытии банковского вклада на сумму 4 млн рублей. Договор был подписан самой директрисой и заверен печатью. Также женщина сама приняла от клиента денежные средства (что противоречит должностной инструкции), которые должны были быть зачислены на счет вклада, но на самом деле в кассу банка их не внесла, в бухучете не отразила и выдала вкладчику приходный кассовый ордер, не соответствующий установленному образцу. Также Голоднова обманула другую клиентку, внесшую во вклад 3 млн рублей.
На самом же деле свою противоправную деятельность подозреваемая начала как минимум пять лет назад. Так, пользовательница «Народного рейтинга» Anna_Gal указала, что вклад был открыт ею в 2008-м на год, а впоследствии депозит был пролонгирован на выгодных условиях директором геленджикского допофиса. Анна указывает, что при открытии счета деньги отдавались в кассу, о чем имеются соответствующие документы, а на договорах стоит печать банка.
На данный момент банк разослал вкладчикам письма с указанием, что не имеет отношения к
По информации самого банка, в период с 28 по 30 марта включительно клиенты забрали из офиса в Геленджике вкладов на 44 млн рублей. Решение относительно возврата обманутым вкладчикам денежных средств будет принято позже. «Тем, чьи средства не поступили на счета банка, мы готовы предоставить адвоката для оказания правовой поддержки», — отмечают в «Первомайском».
По мнению некоторых представителей кредитных организаций, в сложившейся ситуации банку «Первомайский» выгоднее будет выплатить все средства пострадавшим при предъявлении ими соответствующих документов об открытии вкладов, чем принимать на себя высокие репутационные риски.
«Скорее всего, в данном случае все происходило в кабинете управляющего, — полагает банкир, пожелавший остаться неизвестным. — Заключались липовые договоры вроде расписки о получении средств. Теоретически имитацию проведения денег через кассу можно сделать легко. Допустим, взять деньги у клиента, отнести их в кассу, попросить пересчитать, а потом забрать эти деньги под предлогом, что клиент передумал их вносить. Есть и другой вариант, но это будет уже сговор как минимум трех человек: управляющего, кассира и операциониста, без которого кассир не имеет права открывать вклад. В этом случае будет полностью имитироваться ситуация с открытием вклада, просто деньги на баланс банка не попадут. Однако воплощение этого варианта маловероятно. Дело в том, что когда кассир ставит печать и свою подпись, он лично отвечает за внесение средств. Кассир — материально ответственное лицо. Причем все операции фиксируются в электронном кассовом журнале».
Как рассказал сотрудник отдела сопровождения розничного бизнеса и спецпроектов Райффайзенбанка Роман Курмаев, договоры вклада от имени банка может заключать любой сотрудник банка, которому выдана доверенность с такими полномочиями. Внесение денежных средств на счет вклада может быть произведено безналично (путем перевода денежных средств с текущего счета клиента в банке) или путем внесения наличных денежных средств в кассу банка (правила совершения кассовых операций по приему от клиентов наличных денежных средств установлены положением Банка России N
«В договоре вклада указываются реквизиты сторон (банка и вкладчика). Это могут быть любые реквизиты (ИНН, ОГРН, корреспондентский счет, номер лицензии, адрес банка и другое), поскольку каких бы то ни было обязательных требований к указанию в договоре вклада реквизитов нет, — поясняет эксперт. — Договор должен быть подписан уполномоченным лицом банка, имя которого и доверенность, на основании которой оно действует, обычно указываются в «шапке» договора, ставится печать банка, филиала банка или внутреннего структурного подразделения. Клиент вправе попросить предъявить ему оригинал этой доверенности для подтверждения полномочий проводящего операцию лица».
По мнению большинства опрошенных банкиров, обезопасить себя от заключения фиктивного договора об открытии вклада можно лишь одним способом — требовать предъявить оригинал доверенности и копию для личного пользования, а наличные денежные средства вносить самостоятельно только через кассу. Также имеет смысл внимательно следить за действиями кассира и потребовать у него экземпляр приходного кассового ордера с визами исполнителя (операциониста), контролера, кассира и печатью банка для такого рода документов.
Однако надежда на возврат для потерпевших клиентов банка «Первомайский» не потеряна. «При наличии у вкладчика экземпляра договора и приходного кассового ордера, оформленных в соответствии со всеми требованиями, банк обязан осуществить выплату вклада по первому требованию с учетом причитающихся вкладчику процентов, — заявляет директор департамента «Расчетный центр» банка «Стройкредит» Юлия Гнеднева. — Что касается ситуации, когда операция не отражается по балансу, то это проблемы банка. Договоры при соблюдении всех нюансов внесения наличных денег не могут быть недействительными. Банк обязан выплатить средства, а уж потом он может разбираться в том, почему они не были отражены на балансе, проводить расследование и тому подобное».
На момент публикации в банке официальных комментариев по поводу сложившейся ситуации предоставить не смогли, пообещав, что с утра на сайте кредитной организации будет размещен официальный комментарий представителя правления банка.
Анна ДУБРОВСКАЯ, Banki.ru