«Дочки» иностранных банков продолжают активно «осваивать» российский финансовый рынок. Их не останавливает ни растущая конкуренция со стороны госбанков, ни тяжелая ситуация на международных рынках капитала, от которой сейчас серьезно страдают материнские структуры. Более того — и ипотечный кризис в США, и кризис ликвидности на европейских рынках в конечном счете могут сыграть на руку «варягам». У них может появиться реальная возможность не только увеличить свою долю на рынке за счет органического роста, но и прикупить «по дешевке» российских банков.
Все больше, и больше, и больше
Лучше всего тезис о сохраняющемся интересе иностранных инвесторов к российскому банковскому рынку подтверждают цифры. По данным, озвученным в начале ноября директором департамента лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России Михаилом Суховым, доля нерезидентов в совокупном зарегистрированном уставном капитале российских кредитных организаций на 1 октября 2007 года возросла до 24,9%. Сама по себе эта цифра не является рекордом: в странах Восточной Европы данный показатель может составлять и 50, и 70%, а в некоторых случаях даже вплотную приближаться к 90%. Впечатляют темпы роста: по состоянию на 1 января 2007 года доля иностранного капитала в совокупном уставном капитале российских банков составляла всего 15,9%. Так что за год она выросла без малого на 10%. Пожалуй, это лучшее свидетельство того, что инвесторы-нерезиденты даром времени не теряли и в 2007 году продолжали активно осваивать российский банковский рынок.
Причины, подхлестывающие иностранную экспансию, очевидны и уже не раз названы: тут и высокая доходность банковского бизнеса в России, и тот факт, что рынок банковских услуг, как признают все эксперты без исключения, пока «не насыщен» и потому представляет огромный интерес и неплохие возможности для новых игроков. Кроме того, как поясняет генеральный директор компании Cetelem (100-процентная розничная «дочка» группы BNP Paribas) Филипп Дельпаль, с начала 2007 года значительно более легкой стала сама процедура выхода инвесторов-нерезидентов на наш рынок. «С 11 января 2007 года иностранные банки получили право приобретать до 20% акций российских банков без разрешения Центрального банка РФ. Это существенно облегчило процедуру вхождения иностранных банковских структур в капитал крупных российских розничных банков или банков с обширной региональной сетью», — подчеркивает специалист.
Стоит ли после этого удивляться тому, что первая половина 2007 года стала временем новых крупных сделок на рынке банковских слияний и поглощений. Бельгийская группа KBC в апреле приобрела 92,5% банка «Абсолют», один из лидеров немецкого финансового рынка — Commerzbank — вошел в капитал Промсвязьбанка, а французский BSGV получил разрешение на покупку 30% акций Росбанка. Эксперты обращают внимание на то, что во всех трех случаях речь шла о приобретении иностранными банками доли в российских финансово-кредитных структурах, занимающих верхние строчки во всевозможных рейтингах, — в банках, обладающих разветвленной региональной сетью, активно развивающих такие высокодоходные направления, как потребительское и ипотечное кредитование.
Еще одна тенденция 2007 года: кроме универсальных банков, таких как Societe Generale и KBC, российский рынок банковских услуг стали активно осваивать «монопродуктовые» и узкоспециализированные иностранные структуры. Прежде всего речь идет о банках крупных автопроизводителей — Тойота Банке, ДаймлерКрайслер Банке. Справедливости ради следует отметить, что о своих планах по завоеванию российского рынка автокредитования их материнские организации заявляли уже давно. Однако первые кредиты иностранные «автобанки» стали выдавать только в прошедшем году.
Достаточно активно иностранные банки в 2007 году занимались и другими направлениями деятельности, прежде всего инвестиционным банкингом. Как подчеркивает управляющий директор Morgan Stanley, председатель правления Городского Ипотечного Банка Елена Титова, к концу 2007 года на рынок пришли, пожалуй, все крупнейшие игроки этого бизнеса, начиная с самого Morgan Stanley и кончая такими гигантами инвестиционного банкинга, как Merill Lynch, Goldman Sachs и HSBC. Немного задерживается с выходом пока только Lehman Brothers, говорит эксперт. Однако, по мнению Елены Титовой, недалек тот день, когда этот банк также примет активное участие в игре на российском финансовом рынке.
Россия как лучший рынок мира?
Итак, в первой половине 2007 года ситуация для иностранных банков, работающих в России, складывалась не просто хорошо, а очень хорошо. Но тут лопнул очередной «пузырь», на этот раз на американском рынке subprime. «Два в одном» — ипотечный кризис в США и кризис ликвидности на международных рынках капитала — привели к тому, что у американских и европейских банков возникли серьезные «ипотечные неприятности». Небезызвестные в России структуры, Citigroup и Morgan Stanley, уже списали миллиардные убытки; другие банки, занимающие лидирующие позиции на мировом рынке ипотечного кредитования, судя по всему, готовятся последовать их примеру. При этом, как признаются эксперты, никто не знает, сколько может продлиться нынешний «двойной» кризис и к каким последствиям для мировой финансовой системы он может привести. В этой ситуации, как замечает эксперт одной из британских инвестиционных компаний, будет только логичным, если международные группы займутся наведением порядка у себя дома и на время забудут о своих планах по завоеванию лидирующих позиций на российском финансовом рынке.
Ирония судьбы: в случае с Россией подобная логика не работает. По словам руководителей дочерних структур иностранных банков, привлекательность нашего рынка в глазах международных финансовых групп не только не снизилась
«На фоне ипотечного кризиса в США и кризиса ликвидности на европейских биржах рынки бывшего СССР — прежде всего России, Украины и Казахстана — стали восприниматься как приоритетные в евро-азиатском регионе», — говорит Елена Титова (Morgan Stanley). При этом, как подчеркивает специалист, первое место в этом списке лидеров, безусловно, занимает Россия: ее банковский рынок является более развитым, чем банковский рынок Украины, и, как показал опыт последних нескольких месяцев, более стабильным, чем банковский рынок Казахстана.
К бесспорным преимуществам российского рынка эксперты относят и сравнительно небольшую зависимость банковской системы от внешних источников финансирования (по различным оценкам, российские банки привлекают извне не более 15—20% средств, необходимых им для развития бизнеса, в то время как на Украине этот показатель составляет порядка 30%, а в Казахстане достигает 40—50%). Конечно, положительную роль играют высокие цены на энергоносители и потребительский бум, который отнюдь не пошел на убыль на фоне «ипотечных неприятностей» в США. Наконец, даже «недоразвитость» российского рынка ипотечного кредитования теперь воспринимается иностранными инвесторами скорее как плюс, чем как минус. По словам председателя правления OAO Swedbank Мариса Манчинскиса, в России крайне маловероятна ситуация, при которой банки будут выдавать ипотечные кредиты клиентам, заведомо не способным погашать долги. Так что вероятность возникновения у нас кризиса по аналогии с событиями в США в обозримом будущем равна нулю. И этот факт сейчас рассматривается иностранными игроками как еще один плюс России.
«Теперь мы нередко слышим комментарии, в которых Россию называют «спасительной гаванью» для мировой экономики. Россия в значительно меньшей степени была затронута кризисом, чем развитые рынки», — говорит первый заместитель председателя правления Оргрэсбанка Игорь Буланцев. А Филипп Дельпаль («Сетелем»), со своей стороны, добавляет: «Если раньше Россия была просто очень привлекательным рынком для всех крупных иностранных банков, то сегодня она рассматривается как приоритетный рынок в контексте развития международного направления бизнеса для многих международных банковских структур». «Таким образом, происходит не изменение отношения к дочерним компаниям в России, а прежде всего изменение отношения к российскому рынку, который становится рынком, где должны присутствовать все крупные банковские структуры. Более того, сегодня, приходя в Россию, иностранные банки ориентируются на перспективу долгосрочного присутствия на рынке», — подчеркивает руководитель розничной дочерней структуры группы Societe Generale.
Когда горе в радость
Если что и может в нынешних условиях немного сдержать натиск иностранных «дочек», так это только рост стоимости фондирования. В этом отношении, как подчеркивают эксперты, «дочки» ничем не отличаются от российских банков.
Однако похоже, что даже в этом случае «дочки» оказываются в выигрышном положении. «Стоимость действительно возросла, — признает директор казначейства Русфинанс Банка Сергей Патрин. — Но возросла она для всего банковского сообщества. Разница лишь в том, что банки с иностранным капиталом располагают большими возможностями по фондированию своих операций». Это обстоятельство дает возможность «дочкам» иностранных банков воспользоваться своим преимуществом и нарастить клиентскую базу, долю на рынке и финансовые показатели, считает эксперт.
С Сергеем Патриным согласны и другие аналитики. Так, по мнению Филиппа Дельпаля («Сетелем»), деятельность «дочек» иностранных банковских структур практически не пострадала от кризиса. «Расходы на рефинансирование повысились для всех, но для российских «дочек» иностранных банков многое зависит от ресурсов, которыми располагают сами материнские компании», — подчеркивает специалист. Еще более оптимистичен в своих оценках Игорь Буланцев (Оргрэсбанк). «Ипотечный кризис в США сделал для иностранных банков более выгодными условия работы в России. Иностранные банки имеют большие возможности по привлечению ресурсов, поэтому проблемы ликвидности их коснулись меньше. Российские же банки оказались ограничены в привлечении капитала», — уверен эксперт.
При таком раскладе все более очевидным становится, что линия противостояния проходит между иностранными банками и финансово-кредитными учреждениями с государственным участием. Не случайно аналитики уже говорят о том, что 2008 год может стать годом «золотой крысы» именно для «западников» и «госов», а российским коммерческим банкам, даже крупным, будет в новом году сложно удержать свои позиции. Еще более тревожной представляется судьба мелких и средних национальных финансово-кредитных структур, особенно региональных банков, по которым кризис доверия на межбанковском рынке ударил тяжелее всего. Некоторым из них, как подчеркивают наблюдатели, придется не только смириться с утратой своей доли рынка, но и лишиться независимости. При этом в роли наиболее вероятных покупателей могут выступить международные финансовые группы. Их активность на рынке банковских слияний и поглощений может подхлестнуть и тот факт, что мультипликаторы, по оценкам экспертов, почти наверняка упадут. Специалисты The Boston Consulting Group, например, уверены в том, что коэффициенты на уровне 4—7 размеров балансовой стоимости остались в прошлом, и теперь следует ожидать заключения сделок с премией, не превышающей 3-х раз к капиталу.
Это открывает настоящее «окно возможностей» для инвесторов-нерезидентов, которые только собираются войти на российский рынок, и для тех, которые придерживаются стратегии расширения своей доли здесь за счет приобретения новых российских активов. К числу первых, как отмечают аналитики, можно отнести израильский банк Hapoalim, заявивший в конце 2007 года о своем намерении приобрести российский банк. К числу вторых — венгерскую финансовую группу OTP, которая уже обзавелась в нашей стране двумя «дочками» и не исключает для себя возможности приобретения новых российских банков. В любом случае, как подчеркивают эксперты, можно ожидать, что в 2008—2009 годах доля, которую занимает иностранный капитал в совокупных активах российской банковской системы, существенно возрастет. Достигнет ли этот показатель 50%, по примеру некоторых стран Восточной Европы, пока сложно сказать. Однако цифра в 35—40% по итогам 2008 года представляется аналитикам вполне реальной.
Борьба за клиентов, профессионалов и имя
Впрочем, в каждой бочке меда есть, как известно, ложка дегтя. Для иностранных банков роль такой «ложки» играют два фактора: то, что потенциальные клиенты все реже выбирают банк по имени и все чаще — по качеству обслуживания, и то, что проблема подбора высококвалифицированного персонала на российском рынке с каждым днем становится все более актуальной.
«Если говорить об имени, то у иностранных банков, конечно, есть брэнд, но он есть на Западе, а в России им приходится выстраивать его фактически заново», — считает председатель совета директоров МДМ-Банка Олег Вьюгин. По словам руководителя МДМ-Банка, особенно очевидным это становится, когда речь идет о регионах. «Поезжайте в Курск и спросите там у любого прохожего, нравится ли ему, например, HSBC, JP Morgan или любой другой банк из первой мировой сотни. Вам потребуется немало времени, чтобы объяснить ему, что речь идет о банке. И даже после этого весьма маловероятно, что он понесет туда деньги или побежит брать кредит: опросы показывают, что россияне весьма прохладно относятся к «дочкам» и пока предпочитают им российские банки», — подчеркивает специалист.
Справедливости ради следует отметить, что согласны с этой оценкой далеко не все, и прежде всего не согласны с ней представители иностранных структур. По мнению исполняющего обязанности председателя правления ЮниКредит Банка (бывший ММБ) Хельмута Бернкопфа, россияне как раз очень позитивно реагируют на названия иностранных структур — никакого предубеждения перед непривычно звучащими именами у наших соотечественников нет. «Иностранные брэнды ассоциируются в России с высокой степенью стабильности и надежности, а также с технологичностью, современным подходом к бизнесу», — считает Бернкопф.
Независимые эксперты, со своей стороны, считают, что такой фактор, как брэнд банка, не стоит недооценивать. Однако не стоит и надеяться на то, что бог не выдаст, а брэнд «вывезет» в любой ситуации. Эксперты международной консультационной фирмы KPMG на основании проведенного исследования пришли к выводу, что брэнд лишь один из критериев, по которым потенциальный клиент выбирает себе банк. К числу других немаловажных факторов относятся коммуникации (рекламные кампании банков и отображение брэнда), окружение (дизайн отделений), предложение (удобство процесса продажи и предоставления услуг) и культура (отношение сотрудников к клиентам и доступность персонала). И если по брэнду, культуре и коммуникациям российские банки пока проигрывают своим иностранным коллегам-конкурентам, то зато они опережают их в номинации «предложение». По мнению экспертов KPMG, продуктовые линейки иностранных участников рынка выглядят стандартно, им не хватает вариаций для удовлетворения требований потребителя. Российские же банки обладают более продуманным предложением своих продуктов, что в перспективе может подогреть интерес к ним со стороны потенциальных потребителей банковских услуг.
Однако, как хорошо известно, продуктовые линейки не возникают сами собой — для их разработки и, главное, для последующей реализации различных банковских программ необходим хорошо обученный, высокопрофессиональный персонал. Как раз поиск и привлечение таких «спецов», по мнению Елены Титовой (Morgan Stanley), становится головной болью для иностранных банков. «Идет настоящая война за людей, — говорит эксперт. — Рынок растет так быстро, что специалистов катастрофически не хватает». И в некоторых случаях «недокомплект» персонала может обернуться для банков потерей темпов роста, и как следствие — потерей своей «доли» на рынке.
Анастасия СКОГОРЕВА