Аукцион по размещению бюджетных средств в банках, состоявшийся 24 апреля, показал, что банковской системе государственные деньги не нужны. Однако говорить о том, что угроза финансового кризиса миновала, пока рано. Если банки в ближайшее время не получат доступа к долгосрочным кредитам, объемы корпоративного кредитования продолжат сокращаться, инвестпроекты будут сворачиваться, темпы роста экономики упадут.
Выплаты по НДС, впервые прошедшие в ежеквартальном режиме, в размере около 300 млрд рублей (точные цифры будут известны только в мае) вопреки ожиданиям прошли без ажиотажного спроса на ликвидность со стороны банковского сектора. Поддержка Минфина и ЦБ банкам не понадобилась. На первом аукционе по размещению в банках бюджетных средств 17 апреля из предложенных 300 млрд рублей банки забрали 23,6 млрд, на втором, прошедшем вчера,— 17,7 млрд из 250 млрд рублей.
Апрельскую потребность в ликвидности банки удовлетворили собственными силами, констатируют эксперты. «Весь первый квартал кредитные организации накапливали жирок, активно инвестируя в иностранную валюту, — указывает старший аналитик банка «Траст» Евгений Надоршин. — А в апреле конвертировали ее в рубли для выплат по НДС: суммарный объем покупок валюты Банком России, по нашим оценкам, превысил 200 млрд рублей».
До кризиса не доросли
Успешное прохождение банками апрельского рубежа скорректировало прогнозы большинства финансистов: в перспективе нескольких месяцев они не предсказывают потрясений на финансовом рынке. «Российская банковская система не может потерпеть крах просто в силу своей недостаточной развитости — наши банки в несколько раз меньше, чем западные, — говорит начальник аналитического управления банка «Петрокоммерц» Олег Соломин. — Такая компактность облегчает государству покрытие потребностей банков в деньгах при возникновении негативной ситуации на рынке». «В России большие золотовалютные резервы, — добавляет исполнительный директор инвесткомпании «Олма» Андрей Белинский. — Поэтому даже если сложности с финансированием начнут испытывать системообразующие банки, для государства не будет проблемой их поддержать».
Руководитель управления коллективных инвестиций UFG Asset Management Игорь Рябов и вовсе прогнозирует скорое завершение кризиса на мировых финансовых рынках и, как следствие, исправление положения с ликвидностью российских банков и компаний. «Если под Новый год были видны признаки начинающейся рецессии, то сейчас люди привыкли к таким условиям. Списания в финансовом секторе никого уже не шокируют и не будут оказывать на рынки такого негативного воздействия, как раньше», — говорит Рябов. Он полагает, что в России есть дополнительные внутренние факторы для роста рынков: «Если профильные ведомства реализуют идею либерализации налогообложения операций с ценными бумагами, индекс РТС, несмотря на все передряги в американской экономике, улетит далеко за 3000 пунктов».
Длинные деньги кончаются
Однако подобный оптимизм разделяют далеко не все эксперты. «До сих пор прогнозы по налоговым выплатам давали хорошую ориентацию по пиковым дням, — говорит старший аналитик Альфа-Банка Наталья Орлова. — Сейчас же ситуация с налоговыми выплатами стала гораздо менее предсказуемой: объем сделок РЕПО с ЦБ в конце февраля достиг 200 млрд рублей, хотя серьезные налоговые выплаты не планировались, в апреле вопреки запланированным большим расходам по НДС спроса на ликвидность не было». В результате, по ее мнению, банкам сложнее прогнозировать потребность в средствах.
Но самое главное — аналитики и банкиры указывают, что успешное прохождение налоговых выплат характеризует исключительно положение с краткосрочной ликвидностью. «Объемы заимствований в банковском секторе в первом квартале, по предварительным оценкам платежного баланса, показывают, что приток длинных денег сократился, — говорит Евгений Надоршин. — Те деньги, которые удается занять в виде синдицированных кредитов и под выпуск облигаций, имеют срочность максимум год, что не позволяет за их счет выдавать длинные кредиты».
Те длинные средства, которыми банки все же располагают, в ближайшее время могут закончиться. По оценкам господина Надоршина, это может произойти уже во втором квартале, если банки не найдут замещающего ресурса. «Возможности, которыми банки пользуются сейчас для выдачи длинных кредитов, а именно распродажа активов и сокращение объемов короткого потребительского кредитования, скоро будут исчерпаны», — рассуждает Надоршин.
На инвестпроекты не хватает
От сокращения предложения длинных денег в первую очередь пострадают корпоративные заемщики. «В отличие от граждан компании кредитуются в большом объеме и надолго», — пояснил член правления ЮниКредит Банка Евгений Ретюнский. По его прогнозу, объемы кредитования сохранят в основном госбанки и банки с иностранным капиталом. А чтобы скорректировать спрос в условиях ограниченного предложения кредитных ресурсов, они будут повышать ставки и сокращать сроки по кредитам корпоративным заемщикам.
«Сроки нам пока не урезали, но в настоящее время банки ведут с нами переговоры о повышении процентных ставок по уже открытым кредитным линиям на один-два процентных пункта, — сетует президент крупнейшего российского производителя мясной продукции — компании «Мираторг» Виктор Линник. — Скорее всего, мы вынуждены будем согласиться на новые условия, поскольку перекредитоваться сложно». По словам Линника, удорожание банковского финансирования негативно сказывается на марже компаний. «Когда сокращение маржи станет критическим, компании начнут отказываться от длинных инвестпроектов со сроком окупаемости семь-восемь лет», — прогнозирует он. А поскольку в такой ситуации находится большинство компаний, инвестирующих в сельхозсектор, в результате поднимутся цены на товары и услуги для конечного потребителя, считает эксперт.
В случае реализации самого консервативного прогноза сокращение маржи компаний может сопровождаться замедлением темпов роста зарплат их сотрудников, что в свою очередь может негативно сказаться на платежеспособности заемщиков-физлиц. Правда, существенного увеличения неплатежей по потребительским кредитам эксперты пока не ожидают, считая, что сокращение зарплат в менее конкурентоспособном сегменте спровоцирует переток кадров в другие отрасли.
Государственные риски
Если положение не изменится, в недалеком будущем мы сможем наблюдать консолидацию ставших нерентабельными частных активов в руках у государства, прогнозирует Евгений Надоршин. В банковской системе, по его мнению, это уже случилось: «Если, по данным ЦБ на 1 марта 2007 года, банки из Топ-30 без Сбербанка и ВТБ выдавали примерно столько же кредитов, сколько Сбербанк и ВТБ, то по данным на 1 марта 2008 года видно, что практически все кредиты, выданные Топ-30, были кредитами Сбербанка и ВТБ».
При этом увеличение бюджетных расходов будет лишь раскачивать ситуацию. «Наращивая расходы, государство способствует поддержанию высоких темпов роста экономики и одновременно усиливает инфляцию», — указывает главный экономист банка HSBC Александр Морозов. Впрочем, эксперты сходятся во мнении, что, если правительство будет только сокращать госрасходы, сдержать инфляцию не удастся. «Для снижения инфляции необходимы торговая либерализация, долговременные меры по развитию отечественного производства и преодолению избыточного спроса в экономике, меры по укреплению рубля, активизация операций на открытом рынке», — поясняет главный экономист Дойче Банка Ярослав Лисоволик.
Дополнительный риск ухудшения ситуации Александр Морозов видит также в опосредованной зависимости России от мировых рынков. «Снижение темпов роста экономик западноевропейских и азиатских стран, наиболее восприимчивых к замедлению темпов роста экономики США, повышает риски падения цен на нефть, — прогнозирует Морозов. — Уже сейчас экономики США и стран ОЭСР сократили объемы потребления нефти, при дальнейшем снижении потребления энергоносителей спрос на них неизбежно упадет, а с ним вместе и мировые цены».
По прогнозам аналитиков Дойче Банка, в течение года нефть будет колебаться вокруг уровня 90—100 долларов за баррель. Согласно консенсус-прогнозу аналитиков «Ренессанс Капитала», цены на нефть сорта Brent могут достичь уровня 75 долларов за баррель к концу года. Однако по оценкам господина Морозова, риски возникновения кризиса в России будут сохраняться до тех пор, пока экономика США не начнет возвращаться на траекторию устойчивого роста. «Это может произойти не раньше середины 2009 года», — прогнозирует эксперт.
Светлана ДЕМЕНТЬЕВА, Мария РАЗУМОВА, Александр МАЗУНИН, Наиля АСКЕР-ЗАДЕ