Как стало известно порталу Банки.ру, ВТБ 24 запускает собственные терминалы, следуя примеру Сбербанка, Московского Кредитного Банка (МКБ), Промсвязьбанка, «Русского Стандарта» и др. По мнению независимых экспертов, вскоре банки могут отобрать заметную долю этого рынка у специализированных компаний.
ВТБ 24 приступил к созданию сети информационно-платежных терминалов (ИПТ). Как сообщил порталу Банки.ру вице-президент, начальник управления сети самообслуживания кредитной организации Алексей Дегтярев, в рамках «пилота» ВТБ 24 установит ИПТ в 38 своих офисах. Несколько таких устройств уже есть в Москве, а вскоре они появятся также в Санкт-Петербурге, Ярославле, Калуге, Воронеже. «Пилот» планируется завершить в ноябре этого года.
Безналичный подход
ИПТ — это стационарное устройство для предоставления клиентам целого ряда услуг: осуществления платежей, просмотра информации о своих операциях и продуктах банка, доступа к банковским сервисам, изменения персональных данных, оформления заявок на продукты и пр.
В терминалах ВТБ 24, в отличие от схожих устройств многих других организаций, операции можно будет совершать только с помощью банковских карт, без использования наличных. «Оплата в наших ИПТ производится только по картам. Наличные платежи в устройствах не предусмотрены», — подчеркнул Алексей Дегтярев. По его словам, пока для работы с наличными вполне достаточно банкоматов с функцией cash-in (сегодня у банка их более 2 тыс.).
Отказаться от «терминальной наличности» в ВТБ 24 решили в связи с ростом уровня проникновения карт на рынок. «Зачем нужны наличные, если все операции можно совершить при помощи карты? К тому же работа с наличными высокозатратна для банка (сейф, инкассация и тому подобное), — продолжает вице-президент ВТБ 24. — Думаю, что большинство «банкоматных» банков в ближайшее время начнут развивать собственные терминальные сети, причем многие из них откажутся в этих сетях от наличных операций. Однако если рынок и спрос со стороны клиентов покажут необходимость установки ИПТ с cash-in, то мы продумаем модель с данной функцией».
Мы вас запомним
По данным Алексея Дегтярева, в терминалах ВТБ 24 предусмотрена возможность ввода сложных платежных реквизитов с виртуальной клавиатуры, работа с интернет-банком (при указании уникального номера клиента (УНК), пароля и переменных кодов) и сайтом ВТБ 24 — как на обычном планшете.
Дегтярев привел в качестве примера такие функции, как личный кабинет пользователя, вывод целевых (персональных) клиентских предложений на экран при обращении клиента, предоставление по запросу клиента информации о балансе карты, оплата услуг контрагентов (операторов сотовой связи, интернет-провайдеров, предприятий ЖКХ и др.), включая их поиск по названиям и реквизитам, пополнение депозита «ВТБ 24 — Доходный — Банкомат».
«ИПТ запоминает операцию, совершенную с использованием сложных реквизитов, и в следующий раз клиент сможет повторить ее буквально за два движения», — похвастался Дегтярев. Он добавил, что к ИПТ планируется подключить еще целый ряд опций, в том числе пополнение депозитов ВТБ 24, предоставление информации о задолженности, погашение кредитов физлиц, переводы с карты на карту.
Безналичные операции будут доступны также клиентам с «чужими» картами Visa и MasterCard. Правда, в ограниченном объеме. «Для клиентов других банков будет недоступна часть операций (по аналогии с банкоматами ВТБ 24), недоступны продукты нашего банка (пакеты нотификаций, депозиты, работа с интернет-банком)», — разъяснил Дегтярев. Он пообещал, что стоимость услуг в терминалах ВТБ 24, доступных как клиентам, так и «посторонним» лицам, на этапе «пилота» может различаться, но незначительно.
Расстановка сил
По мнению независимых экспертов, со временем банковские платежные терминалы заметно потеснят на российском рынке аналогичные устройства специализированных операторов. Так, по данным исследования «Российский рынок платежных терминалов» консалтинговой компании Json & Partners Consulting, в 2012-м небанковских платежных терминалов насчитывалось 228 тыс., а банковских — 54,7 тыс.
Однако к 2017 году количество устройств, принадлежащих специализированным игрокам, по оценке Json & Partners Consulting, уменьшится до 216 тыс., тогда как банковских — превысит 70 тыс. При этом, говорится в исследовании, такие изменения произойдут по причине усиления конкуренции «обычных» терминалов с банковскими и возрастающей популярности дистанционных финансовых сервисов.
По сведениям Json & Partners Consulting, общий оборот рынка платежных терминалов (включая банковские) в прошлом году составил 915 млрд рублей, или 51% от предполагаемого оборота рынка электронных платежных систем, оцененного в 1 трлн 811 млрд рублей.
Игра на чужом поле
На российском рынке банковских платежных терминалов в 2012 году работало несколько игроков, крупнейшими из которых компания Json & Partners Consulting назвала Сбербанк, Океан Банк, Промсвязьбанк, МКБ и «Русский Стандарт». Терминалы также есть у «Восточного Экспресса», «Ак Барса» (инфокиоски с возможностью совершения различных платежей), Связь-Банка, ОТП Банка, Мособлбанка, Транскапиталбанка и ряда других кредитных организаций.
Уверенно лидирует Сбербанк, у которого, как рассказали в его пресс-службе, сейчас 32 703 терминала, притом все они с функцией приема наличных. Крупнейший банк России продолжает развивать сеть ИПТ, о чем говорит недавно объявленный им тендер на закупку новых устройств самообслуживания (13 538 терминалов).
Далеко идущие «терминальные» планы, к примеру, у МКБ. Сейчас у банка, по информации его пресс-службы, более 4 400 таких устройств. «Через наши терминалы можно осуществлять оплату как с помощью банковской карты, так и посредством внесения наличных», — говорят представители пресс-службы МКБ.
На чьей стороне мяч?
Однако представители ведущих «терминальных» компаний сохраняют спокойствие и оптимистично смотрят на перспективы развития своих организаций, в том числе в плане привлечения новой массовой аудитории.
На это же рассчитывают и банки. «В терминалах ВТБ 24 оплата большинства услуг будет для владельцев карт нашего банка бесплатной. Поэтому к нам придет аудитория, которая умеет считать деньги и предпочитает экономить на оплате своих счетов», — подчеркнул Алексей Дегтярев из ВТБ 24.
Он пояснил, что ВТБ 24 «нацелил» свои ИПТ на индивидуальную работу с клиентами, причем не в ущерб скорости и качеству осуществления платежей и других операций. В этом основное отличие ИПТ банка ВТБ 24 от терминалов специализированных компаний, таких как, например, QIWI, CyberPlat и «Элекснет». «Терминал ВТБ 24 узнает клиента по карте, запоминает, какие операции он проводил ранее, позволяет их повторить (в устройствах QIWI, например, это возможно, но необходимо дополнительно авторизоваться)», — уточнил Дегтярев.
Тем не менее, по его словам, потребительская аудитория ИПТ ВТБ 24 и терминалов специализированных компаний будет частично пересекаться. «Мы «заберем» клиентов, которые одинаково относятся к платежам с карт и наличными, клиентов, которым необходимо осуществлять «сложные» платежи», — надеется вице-президент ВТБ 24.
«Для банков терминалы — не основной бизнес, — комментируют представители пресс-службы компании «Элекснет». — Как правило, банки размещают терминалы в собственных офисах, расширяя сервисы для своих клиентов. «Элекснет» же устанавливает терминалы в наиболее проходимых местах (супермаркетах, переходах, на автозаправках и т. д.), а оплачиваемый контент значительно шире, чем в банковских терминалах».
На данный момент, отмечают представители «терминальных» компаний, рынок банковских терминалов используется в первую очередь как инструмент продвижения банковских услуг, то есть как вспомогательный канал для решения основных бизнес-задач в банковском секторе.
В компании «Элекснет» объяснили, что между банковскими и «специализированными» терминалами есть принципиальные отличия. «Основное и принципиальное отличие — это профильное направление терминального бизнеса, направленное на оплату практически всех основных услуг, включая и контент тех банков, которые решили развивать собственные терминальные сети, — разъясняют представители пресс-службы «Элекснет». — Кстати, у нас много совместных, кобрендовых проектов с рядом основных российских банков. Мы ставим свои терминалы к ним в офисы, они их брендируют под свой фирменный стиль. Такие проекты, на наш взгляд, крайне выгодны банкам и имеют значительные преимущества перед созданием собственных банковских сетей терминалов».
Терминалы специализированных компаний, по мнению их представителей, отличаются от банковских тем, что нацелены на решение конкретных задач по переводу денежных средств от любого плательщика любому получателю за определенную комиссию и могут предложить клиентам существенно больший набор опций в этом направлении. Например, более выгодные комиссии — благодаря прямым договорам с поставщиками услуг.
«В нашей сети, например, можно оплачивать как банковский контент, так и другие ключевые услуги: штрафы ГИБДД, телеком, сотовую связь», — похвастались представители пресс-службы «Элекснет». Но и банки стараются максимально расширить спектр своих «терминальных» услуг. «В наших терминалах реализована возможность оплаты услуг более 300 компаний — мобильной и стационарной телефонной связи, Интернета, услуг коммерческого телевидения, услуг ЖКХ, штрафов ГИБДД, а также можно погашать кредиты других банков и совершать переводы», — отметили представители пресс-службы МКБ.
В специализированных компаниях действительно признают, что банки могут оказать существенное влияние на терминальный рынок. В том числе и потому, что у банковских терминалов есть преимущества в части предоставления пользователю расширенных возможностей, связанных непосредственно с опциями конкретной кредитной организации. Также у банков, имеющих широкую филиальную сеть, низкие издержки на размещение терминалов в своих офисах, на техническое обслуживание и инкассацию.
Юлия ПОЛЯКОВА, Banki.ru