«Кризис среднего возраста» российских заемщиков

Дата публикации: 21.05.2008 14:06
4 686
Время прочтения: 6 минут
Источник
Banki.ru

Коллекторы (сборщики банковских долгов) нарисовали портрет среднестатистического должника. Это женатый мужчина 34—36 лет, живущий в приватизированной квартире, рабочий с месячным доходом в 8—10 тыс. рублей, говорится в первом публичном отчете по рынку коллекторских услуг, составленном одним из крупнейших агентств в этой сфере — «Секвойя Кредит Консолидейшн». Коллеги «Секвойи» считают, что повлиять на таких должников можно только посредством проведения финансового ликбеза и передачи долгов банками коллекторам.

Причин, по которым такой человек не платит банкам, несколько. Первая — это объективные финансовые трудности: потеря работы, трудоспособности, считает гендиректор «Секвойи» Елена Докучаева. Вторая причина — неумение планировать расходы на длительное время. А именно на год (на такой срок люди чаще всего берут в долг у банков). Любопытно, но больше всего граждане не возвращают тех кредитов, которые взяли перед праздниками — Новым годом, 8 Марта и другими. Возможно, это связано с «широкой российской душой», предполагает Докучаева.

Еще одна причина невозвратов — элементарная безответственность. «Иногда, сталкиваясь с непредвиденными финансовыми трудностями в своей жизни, человек рассуждает: не буду платить кредит. Банк — он богатый, переживет», — сетует гендиректор «Секвойи», связывая такое поведение заемщика еще и с низкой финансовой грамотностью.

Все это, в свою очередь, ведет к росту объема просроченной задолженности по потребкредитам. По данным «Секвойи», на начало 2008 года он перешагнул рубеж в 100 млрд рублей (4,1 млрд долларов). Это 3,3% от объема всех выданных займов. К 2010 году, прогнозирует Докучаева, просрочка вырастет до 5—6%, что, впрочем, по ее мнению, «нормальный показатель». «В США он находится на том же уровне», — утверждает Елена Докучаева.

Головокружение от финансовых успехов

Коллеги «Секвойи» солидарны с ней в том, что главная причина просрочки — это неумение людей обращаться с деньгами. Довольно длительное время те жили «от зарплаты до зарплаты», а понятие «семейный бюджет» отсутствовало. Сейчас же наряду с основным заработками появились дополнительные доходы. Кто-то сдает в аренду квартиру, кто-то вкладывает деньги в ценные бумаги, кто-то имеет по 2—3 подработки. От обилия возможностей заработать начинается «головокружение», считает управляющий директор коллекторского агентства Русдолгнадзор Марат Алескеров, и люди элементарно не могут организовать контроль над финансовыми потоками.

Под «удар» попадают как раз те, кто родился в начале-середине 70-х, нынешнее поколение 34-40-летних. Они выросли на стыке двух эпох и еще не приспособились к рыночным условиям. «Думаю, лет через 10, когда сменится поколение, люди 34—36 лет будут по-другому относиться к деньгам», — надеется Алескеров. Пока же такие граждане входят в самую многочисленную категорию должников — их около 50—60%. Их девиз — «я сначала возьму, а потом придумаю, как отдавать». Другая группа должников — люди, которые все спланировали, но непредвиденные обстоятельства вроде болезни, увольнения и прочих не позволили им выполнить свои обязательства перед банком. Таких 20—25%. И, наконец, самая малочисленная группа — это мошенники. Количество невозвратов по взятым ими кредитам, по оценкам Русдолгнадзора, в портфелях коллекторов колеблется в районе 10—15%. Самая многочисленная прослойка должников станет меньше только за счет проведения финансового ликбеза. Такие мероприятия уже проводят банковские ассоциации и финансовые институты. Но ощутимый эффект от подобной пропаганды наступит через 3—5 лет, считают специалисты. «Нужно об этом говорить, говорить, говорить… Повышение грамотности — органический процесс: чтобы оно наступило, должно пройти время», — убежден управляющий директор Русдолгнадзора.

Заходите к нам на аутсорс

Другая причина растущих долгов — это недостаточно эффективное управление банками своими кредитными портфелями, считает директор по развитию бизнеса коллекторского агентства «Пристав» Сергей Шпетер. После того, как выдан кредит, его надо обслуживать, мониторить сроки, сумму погашения, а после того как клиент перестал его погашать, принимать меры по исправлению этой ситуации. Самой действенной мерой Шпетер считает передачу задолженности на аутсорсинг коллектору. Однако часть банков предпочитает решать проблему с невозвратами своими силами: берет в штат специалистов по работе с должниками, либо поручает ее решение своей службе безопасности, что, по мнению Шпетера, не очень правильно. Взятие специалистов в штат ведет к дополнительным издержкам, а значит, отражается на стоимости кредитов. У службы безопасности своих дел невпроворот, и эффективной работы с должниками у них не получается. То ли дело у коллекторов. «Каждый должен заниматься своим ремеслом, работа с долгами — это непрофильный бизнес для банка», — убежден Шпетер.

Впрочем, оценить эффективность агентств не так просто. Универсальных критериев такой оценки не существует. Например, 5% сбора по «старым» портфелям (срок задолженности — 2 года и выше; над ними уже, как правило, поработала собственная служба безопасности банка и признала безнадежными) считается высоким показателем. А бывают такие портфели, по которым в 60—70% сбора считается невысоким показателем. Речь идет, прежде всего, о задолженностях по «молодым» кредитам (менее 2 лет), выданным на срок 90—120 дней. Наиболее наглядным подтверждением эффективности коллекторов, пожалуй, может являться лишь рост объемов просроченной задолженности, переданной им в управление банками и другими компаниями. К примеру, за последний год портфель того же «Пристава» увеличился на 85—90% по сравнению с предыдущим годом. «Не думаю, что наши объемы росли бы столь стремительно, если бы банкам это было не выгодно», — заключает Сергей Шпетер. В свою очередь, директор Центра стратегических исследований Банка Москвы Алексей Ведев добавляет, что банкам следует более качественно отбирать заемщиков, отдавая предпочтение лицам в возрасте 25—32 года. «Это молодые люди, которые растут в зарплате, именно они сегодня составляют основную группу заемщиков на Западе», — утверждает Ведев.

Справка
По данным ЦБ. На начало 2008 года российские банки выдали физлицам кредитов на общую сумму 3,14 трлн рублей (128 млрд долларов). Их объем по отношению к ВВП к этому моменту достиг 9,5%. Этот показатель говорит о еще большом потенциале роста российского рынка потребкредитования, так как в странах Восточной Европы объем кредитов по отношению к ВВП достигает 15—20%, а в странах Западной Европы и США — 50—70%. Вслед за показателями просроченной задолженности, продолжился активный рост объемов портфелей ведущих коллекторских агентств. При этом, если раньше их основной услугой, оказываемой клиентам (банкам, телекоммуникационным, лизинговым, факторинговым компаниям и пр.) было взыскание по агентской схеме, то сейчас долги, приобретенные по договорам цессии (переуступки прав требования) заняли весомую, хотя и не подавляющую долю в портфелях.

Структура переданных в 2007 году банками коллекторам долгов выглядит так: долги по кредитам от 13 до 18 месяцев — 28,05%, от 7 до 9 месяцев — 18,95%, от 4 до 6 месяцев — 18,16%, от 19 до 24 месяцев — 16,87%, от 10 до 12 месяцев — 9,58%, более 2 лет — 6,07%, 2—3 месяца — 1,81%, до 1 месяца — 0,52%. С начала 2005 по начало 2008 года объем выданных физлицам кредитов вырос более чем в 5,5 раз — с 23 до 128 млрд долларов. При этом объем просрочки за аналогичный период — в 13 раз: с 0,32 до 4,1 млрд долларов. Темп прироста объемов кредитования за 2007 год составил около 75%, а прироста объемов просрочки — примерно 95%. Больше всего граждане наделали долгов по потребкредитам и кредитным картам. Эти долги, по оценкам «Секвойи», составляют до 50% от общей суммы задолженности в портфелях ведущих коллекторских агентств.

Источник: «Секвойя Кредит Консолидейшн»

Светлана БАРСУКОВА

Читать в Telegram
telegram icon

Обучение

Материалы по теме