Крупнейший банк Тульской области — «Первый Экспресс» уже второй день испытывает технические проблемы при проведении платежей клиентов и не выдает наличные через банкоматы. Скандал разрастается. С поста предправления банка, по свежим данным, уже ушел Константин Томенчук, проработавший в этой должности с 2006 года.
История началась в четверг, 24 октября, когда на сайте «Первого Экспресса» появилось сообщение: «Уважаемые клиенты! Сегодня около восьми часов утра произошел технический сбой в компьютерной системе банка. По этой причине обслуживание клиентов в тульских офисах банка 24 октября будет затруднено. Приносим свои извинения!».
Одновременно тревогу забили пользователи Банки.ру. Один из клиентов кредитной организации утром по электронной почте прислал на портал сообщение о том, что невозможно снять наличные из АТМ банка. Сегодня, спустя сутки после сбоя, «Первый Экспресс», несмотря на обещания руководства и соответствующий пресс-релиз, проведение платежей и выдачу средств не восстановил.
Как стало известно ИА «Тульские новости», 25 октября пост предправления банка внезапно покинул Константин Томенчук, занимавший эту должность с 2006 года. По совместительству он является председателем тульского отделения общероссийской общественной организации «Деловая Россия».
По текущей информации, на момент подготовки статьи технический сбой уже устранен, но «Первый Экспресс» вместо начала работы проводит «сверку баз данных». «Уважаемые клиенты! В настоящее время идет проверка баз данных после технического сбоя. Как только все данные будут сверены, банк продолжит работу в обычном режиме». По сообщениям тульского интернет-ресурса Myslo со ссылкой на вкладчика по имени Владимир, забрать вклад в банке можно только после беседы с руководством. «Я сегодня весь день пытался дозвониться хоть кому-то из представителей банка, удалось с двадцатой попытки. Мне там сказали, что если я хочу снять деньги, то могу это сделать лишь после беседы с руководством банка и с его разрешения».
Несколько местных СМИ передают о штурме толпой вкладчиков офисов «Первого Экспресса». Людям не возвращают деньги, объясняя ситуацию техническими сбоями. Также с места сообщают о несущих дежурство представителях корпоративных клиентов, у которых по вине банка встали расчеты с контрагентами.
Как проинформировали Банки.ру коллеги из тульской газеты «Молодой коммунар», в четверг около головного офиса банка собралось около 70—80 клиентов. Приехали также сотрудники полиции. «В толпе ходили люди, которые предлагали перевести вклады из «Первого Экспресса» в другой банк», — рассказали журналисты.
На дверях банка было объявление о том, что 24 октября в 8 утра произошел сбой в компьютерной системе,
В отделении полиции по Привокзальному району Тулы, к которому относится головной офис финансового учреждения, подтвердили, что выезд полиции в банк был. Однако подробнее комментировать отказались.
По словам журналистов «Молодого коммунара», еще сегодня утром «Первый Экспресс» переводил безналичные платежи по системе «Банк — клиент». Однако уже в обед в редакцию начали звонить железнодорожники, которые сообщали, что банк перестал осуществлять переводы. «По зарплатным проектам никакого движения нет», — констатировали сотрудники «МК».
Между тем паника клиентов «Первого Экспресса» перекинулась на клиентов других кредитных организаций Тулы. «Вчера в районе 12—13 часов начались звонки от знакомых с вопросами, что случилось с «Первым Экспрессом», так как люди не могли снять перечисленную зарплату с карточек. На тот момент никаких официальных сообщений и разговоров про банк не было, кроме сообщения на официальном сайте», — рассказал корреспонденту Банки.ру сотрудник одного из тульских финучреждений, попросивший не называть его имя.
Жители города подтверждают, что пока банк не возобновил работу. На текущий момент, по данным Банка России, «Первый Экспресс» по-прежнему обладает банковской лицензией, решение о ее отзыве не принималось. По имеющейся непроверенной информации, полученной со ссылкой на местные СМИ, в банке проводится плановая проверка ЦБ.
Если же рассматривать версию о техническом сбое в банке как основную, следует понять, с какими программами он связан. По данным сайта компании — системного интегратора SoftLab (входит в IT-группу R-Style), в «Первом Экспрессе» в качестве основной автоматизированной банковской системы (АБС) стоит RS-Bank 5.5. За операции системы «Банк — клиент» с сентября 2013 года там отвечает модуль iBank2, разработанный поставщиком программного обеспечения для банков ООО «Бифит». Обе компании отказались прокомментировать Банки.ру текущее взаимодействие с тульским банком.
Корреспондентам Банки.ру долгое время не удавалось дозвониться в «Первый Экспресс»: включался автоответчик, предлагавший дождаться банковского сотрудника. В итоге в беседе с аналитиком портала руководитель IT-службы банка Олег Копанов отказался прокомментировать положение в финансовой организации, сославшись на официальную информацию банка, однако подтвердил данные о применяемой в банке АБС.
«Первый Экспресс» — средний по размеру активов региональный банк, бизнес и представительная сеть продаж которого сосредоточены преимущественно в Тульской области. Его активы на 1 октября 2013 года равняются 10,2 млрд рублей, капитал — 1,12 млрд, прибыль за девять месяцев 2013 года — 126 млн. Это крупнейший по размеру активов банк из зарегистрированных в Тульской области. Он обладает существенной клиентской базой, включающей в себя местные предприятия и большое количество физических лиц. Обороты по счетам клиентов составляют 8—10 млрд рублей ежемесячно. Основной бизнес банка — кредитование корпоративных клиентов. Розничные программы существуют, однако в основном связаны с привлечением средств, а не с их выдачей.
В кредитном портфеле на долю кредитов физлицам приходится не более 15%. Важнейшим источником фондирования для банка, в том числе для его корпоративного портфеля, служат частные вклады. По отчетности на 1 октября 2013 года, доля средств физлиц в пассивах банка составила 65%, что позволяет оценить уровень его зависимости как очень высокий. По результатам анализа отчетности за последние месяцы, говорить об ухудшении финансового состояния банка нельзя. Вместе с тем есть существенный риск, связанный с возможной паникой среди вкладчиков. В этом случае без внешней помощи «Первый Экспресс» с высокой вероятностью потеряет платежеспособность.
Структура собственности банка сильно размыта. Согласно раскрываемой им информации, крупнейшими его бенефициарами выступают супруги Сергей и Ирина Худяковы (совокупно 27,94%), а также Константин Томенчук (21,44%). Кроме того, у «Первого Экспресса» имеется значительное число акционеров с долями, не превышающими 5—6%. В число миноритариев входит и экс-предправления банка «Западный» Валерий Кретов. По данным базы СПАРК, Сергей Худяков — генеральный директор и совладелец девелоперской компании «ЦентрРегионСтрой», а также один из совладельцев группы «Российские огнеупоры».
Теперь попробуем разобраться, что будет, если банк не возобновит проведение платежей. «Первый Экспресс» — участник cистемы страхования вкладов (ССВ). Потенциальный отзыв лицензии (если до этого дойдет) является страховым случаем, и потери вкладчиков-физлиц в пределах 700 тыс. рублей будут в полном объеме компенсированы АСВ. Однако стоит быть внимательным. Под страховую защиту не подпадают средства индивидуальных предпринимателей, денежные переводы без открытия счета, а также суммы свыше 700 тыс. рублей.
В случае если остатки средств клиента на текущем счете или во вкладе превышают застрахованный максимум, ситуация сложнее. Здесь можно рекомендовать попробовать забрать часть денег, посетив один из банковских офисов. Как показывает опыт, иногда банки, до момента отзыва лицензии, хоть и с трудностями, очередями, записью на следующий день, но все же могут выдать часть средств клиента. Другой путь — попробовать расплатиться за товар или услугу при помощи пластиковой карточки, такая возможность иногда сохраняется, даже если банк не проводит другие платежи. Риском при этом является возможное возникновение претензий со стороны организации, которая предоставила вам товар, но впоследствии не получила оплату от банка.
После отзыва лицензии у вкладчика фактически остается один законный путь получения денег сверх застрахованного максимума — через процедуру банкротства банка. В этом случае необходимо как можно быстрее заявить себя временной администрации как одного из кредиторов. В самой невыгодной ситуации оказались клиенты — юридические лица, которым остается надеяться, что информация банка соответствует действительности и платежи
Вячеслав ПУТИЛОВСКИЙ, Анна БРЫТКОВА, Banki.ru
В «Первом Экспрессе» технические сбои
«Может, обойдется? Все-таки крупнейший банк Тульской области…»
«Алло, это автоответчик?»
В ожидании штурма?
«А ты, случаем, не вкладчик «Первого Экспресса»?»
«А кроме вас еще кто-нибудь соображает?» — «Весь коллектив!»
«По зарплатным проектам никакого движения нет…»
«Отзовут лицензию или нет?»
«Приносим свои извинения!»
Выезд полиции в банк был. Это подтверждено.
Фото: «Молодой коммунар» (Тула)