Борьба с инфляцией становится главным приоритетом правительства России. Чтобы ее обуздать, президент страны Дмитрий Медведев пообещал ограничивать избыточные госрасходы для снижения инфляции. «Наш ответ инфляции — консервативный бюджет», — подтвердил вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин. Но у России уже есть опыт борьбы с инфляцией монетарными способами. Эксперты напоминают, что радикально ситуация не поменялась: чтобы снизить уязвимость страны от проблем Запада, ставку надо делать на развитие конкуренции.
Два года назад Владимир Путин призывал правительство не ставить во главу угла инфляцию. Все это время приоритет отдавался экономическому росту: миллиарды бюджетных денег вливались в национальные проекты, институты развития, социальные программы. Но во второй половине прошлого года инфляция вновь о себе напомнила: следуя тенденциям на мировых рынках, в России стали быстро дорожать продукты питания.
Инфляция захлестнула весь мир, однако, по данным Росстата, в России цены растут значительно быстрее: в мае цены в России выросли на 1,4% против 0,6% в ЕС и США, 0,8% в Бразилии и 1,3% на Украине. В докладе Всемирного Банка говорится, что одна из главных причин инфляции в РФ — избыточная ликвидность. Международные эксперты давно призывают российское правительство проводить более жесткую бюджетную политику, которая позволит снизить инфляцию, а заодно охладить перегретую, по их мнению, экономику. Дмитрий Медведев не считает, что экономика перегрета. Тем не менее в интервью Reuters он пообещал снижать инфляцию, в том числе ограничивая избыточные госрасходы. «Мы должны влиять и на так называемые монетарные причины инфляции, и на иные, немонетарные, факторы», — добавил президент.
Вчера Алексей Кудрин рассказал о новых предложениях министерств по сдерживанию роста цен, которые должны были быть внесены в правительство 25 июня. За основу, по словам министра, взят пакет мер, разработанный прежним правительством. К новшествам он отнес переход к таргетированию инфляции в течение нескольких лет. «Резких изменений сейчас не будет, переход будет плавным», — сказал вице-премьер. Пакет мер предполагает осторожный прирост госрасходов, меры по развитию финансовых институтов и стимулированию сбережений граждан, борьбу с монополиями на отдельных рынках. «Наш ответ — консервативный бюджет», — заключил Кудрин. Правда, источник РБК daily, близкий к правительству, признался, что не увидел особой разницы между новыми предложениями и предыдущими. По информации РБК daily, документы вчера так и не были внесены на рассмотрение правительства.
О плавном переходе к таргетированию инфляции уже давно говорит и Центробанк. «Создается впечатление, что прорабатываются модные механизмы. О таргетировании говорят именно потому, что предложить особенно нечего, — считает директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. — К сожалению, идеология прежняя: с инфляцией будут бороться через госбюджет. Это значит, что ситуация будет ухудшаться». Эксперт считает ошибкой ставку властей на монетарные механизмы, поскольку рост цен можно было бы взять под контроль, решая структурные проблемы: например, построить конкурентную среду. «Меры в этом направлении принимаются, но не так активно, как того требует ситуация, — отмечает Николаев. — Надо классифицировать меры по срочности». Например, стимулировать сбережения граждан при высокой инфляции нереально. «Инфляцию надо сбивать, только тогда меры по стимулированию сбережений начнут действовать, но не наоборот, — продолжает Игорь Николаев. — Разговоры про новые финансовые кризисы и стагнацию фондового рынка ни при каких стимулах на заставят народ начать вкладывать свои деньги в ПИФы».
Татьяна ФРОЛОВСКАЯ