Мне всегда нравилось пользоваться новыми технологиями, которые позволяют клиенту банка экономить массу времени. Например, оплачивать кредит через банкомат. Но недавно я убедился, что cбой в его работе может привести к неожиданным последствиям и изрядно потрепать нервы.
Техника подвела
Все началось около трех лет назад, когда я взял кредит в одном из крупнейших российских банков на покупку автомобиля (банк не называю, чтобы не заподозрили в использовании служебного положения). Платежи вносил исправно по графику. Платить мне было удобно через банкоматы: на моем пути из дома на работу попадалось несколько аппаратов этой кредитной организации как в отделениях, так и вне их. Удобно, когда даже в отделении банка не нужно стоять в очереди в кассу. Вставил карточку в банкомат, нажал несколько кнопок — очередной платеж внесен.
Все было хорошо до ноября 2006 года, когда, возвращаясь поздно вечером с работы, я попытался сделать очередной взнос по автокредиту через банкомат в центре Москвы.
Агрегат принял купюры, после чего отключился, не сообщив, что деньги приняты, и не выдав квитанции. Хорошо, что хоть вернул карту. Я тут же позвонил по горячей линии, и сотрудник банка объяснил, что нужно делать. На следующий день, следуя его указаниям, я пошел в отделение и написал два заявления: на учет основной суммы долга и учет процентов, а также попросил не начислять штрафов и пеней. Отдавая заявления, я поинтересовался у менеджера, нужно ли мне будет куда-то звонить и выяснять, учтен ли мой платеж. «Нет, не нужно, — сказала она. — Не беспокойтесь, в течение месяца все будет сделано».
Будете платить?
А в декабре мне звонит человек, представляется сотрудником отдела проблемных кредитов банка и спрашивает: «Михаил Викторович, а вы будете платить по кредиту?» Я удивляюсь, но рассказываю ему всю историю. Он обещает выяснить. В следующий раз он позвонил в январе. Сказал, что разобрался и нашел мои заявления. По его словам, они так и лежали в отделении, их никуда не направили. Он заверил меня, что учел основную сумму долга, но проценты не в его компетенции и он передаст информацию соответствующему сотруднику.
Все это время я продолжал регулярно вносить ежемесячные платежи.
В феврале мне звонит другая сотрудница с вопросом: «Михаил Викторович, а вы будете платить по кредиту?» Я свирепею, но рассказываю ей все еще раз с самого начала. Она обещает все выяснить.
Дама позвонила через некоторое время и сказала, что разобралась, проценты учтут, пени начислять не будут. Казалось бы, все? Нет. Через несколько дней у меня со счета в интернет-банке пропадают деньги, правда, немного — около 3 тыс. рублей. Звоню по горячей линии, и оператор, пытаясь выяснить, в чем дело, спрашивает, нет ли у меня просрочки по кредиту. Потому что если есть, то, по ее словам, банк может списать деньги с других счетов. Слава богу, через пару дней эти деньги появились у меня на кредитном счете, с которого я платил за автомобиль. Я их там и оставил — использовал для следующего платежа.
Банкомат испортил репутацию заемщику
Вы думаете, на этом история закончилась? Я тоже так думал. Но выяснилось, что ошибался. Дело приняло неожиданный оборот.
Весной этого года наша семья решила улучшить жилищные условия, и я подал заявку на ипотечный кредит уже в другой банк. К моему глубокому удивлению, мне отказали. Оказалось, банк стал проверять мою кредитную историю и обнаружил в ней пять просрочек платежей сроком от 1 до 29 дней. Уже начиная подозревать, в чем дело, я отправился в Национальное бюро кредитных историй (НБКИ), где находится моя история, и что же? Так и есть: пять просрочек с ноября 2006 по март 2007 года. То есть в банке, где я брал автокредит, не только не могли пять месяцев учесть мой платеж по нему, но еще и записали мне пять месяцев просрочки.
Хорошо еще, что по закону заемщик может опротестовать представленные банком в кредитное бюро сведения. В НБКИ я написал запрос, оспаривающий данные о просрочке платежей.
Между прочим, проверка информации в бюро занимает месяц — в ситуации, когда цены на недвижимость и ставки по ипотеке росли, это казалось вечностью. За быстрое получение истории, консультацию и написание запроса пришлось заплатить 450 рублей.
Но с ипотекой мне повезло: в одном из банков, несмотря ни на что, одобрили предоставление кредита.
А недавно я получил письмо из НБКИ: все неверные данные исправлены, просрочек нет, история чистая.
Михаил ОВЕРЧЕНКО