Срочно требуется другая экономика

Дата публикации: 18.12.2013 15:00
7 896
Время прочтения: 6 минут
Источник
Banki.ru

Эксперты сочли официальные макроэкономические прогнозы Министерства экономического развития на 2014—2016 годы слишком оптимистичными. При этом власть и экономисты сходятся во мнении, что стране необходима новая модель развития экономики. В причинах расхождения прогнозов экономистов и правительства, а также в том, какой может быть новая модель российской экономики, разбирался портал Банки.ру.

Аналитики клуба «ФБК» составили свой макроэкономический прогноз на 2014 год, который выглядит куда более пессимистичным, чем ожидания Минэкономразвития. Так, МЭР ожидает в 2014 году роста ВВП в размере 3%, инфляции — 5,6%, увеличение промышленного производства на 2,2%, розничной торговли — на 4%, объема инвестиций в основной капитал — на 3,9%, а курса рубля по отношению к доллару — 33,4. Экономисты ФБК оценили рост ВВП в следующем году в диапазоне 1—2%, инфляции — 7,8%. Промышленное производство и розничная торговля, по их оценкам, вырастут не более чем на 2%, а доллар может укрепиться до 36—37 рублей.

«Я бы говорил, что наши прогнозы не пессимистичны на фоне прогноза МЭР, а реалистичны», — утверждает директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. При составлении прогноза необходимо учитывать те тенденции и изменения в экономической политике, которые будут происходить в 2014 году, добавляет Николаев. «Например, инвестиции в основной за январь — октябрь составили в годовом выражении 1,2%. Кроме того, мы должны учесть, что со следующего года вводится заморозка тарифов естественных монополий, которая также сократит инвестиционную программу. Плюс ко всему, сокращение совокупной прибыли российских предприятий и организаций в этом году составит 15%. Спрашивается, что должно произойти, чтобы в 2014 году этот показатель достиг 3,9%, как прогнозирует МЭР?» — рассуждает эксперт.

Экономический клуб «ФБК» не единственная организация, которая не согласна с макроэкономическими прогнозами правительства. Так, в Центре структурных исследований Института экономической политики им. Гайдара также находят прогнозы МЭР завышенными и ожидают, что в 2014 году объем инвестиций вырастет на 1,5%, инфляция составит 6%, а курс рубля будет в районе 35 рублей за доллар, говорит директор учреждения Алексей Ведев.

По мнению заместителя директора института «Центр развития» НИУ ВШЭ Валерия Миронова, рост ВВП России в будущем году вряд вряд ли превысит 2,5% — скорее всего, он будет в диапазоне 2,2—2,3%. «Так, если говорить о конечном потреблении домохозяйств, то с учетом того, что рост доходов населения замедлился до 4%, этот показатель привнесет примерно 2 процентных пункта в ВВП. Инвестиции же дадут ВВП 0,5 процентных пункта. Экспорт и импорт друг друга, скорее всего, уравновесят, а, может быть, импорт, являющийся вычетом из текущих темпов роста, даже обгонит рост экспорта, и вклад чистого экспорта в ВВП будет слабо отрицательным», — говорит Валерий Миронов.

А вот главный экономист банка «Уралсиб» Алексей Девятов в целом согласен с прогнозами Минэкономразвития. «Однако министерство немного недооценивает эффект ограничения тарифов, и наш прогноз по инфляции на 2014 год немного оптимистичнее — 4,2%», — подчеркивает он.

Как отмечают аналитики ФБК, ожидаемые глобальные тренды бросают вызов экономике России. Это и изменение мирового рынка энергоресурсов вкупе со сланцевой революцией, и общая трансформация современной модели экономики, и неуверенное ее восстановление. В свете этих событий эксперты ФБК говорят, что стране необходима новая модель экономики.

В ноябре был создан Экономический совет при президенте, в который вошли ключевые члены правительства, глава Центробанка и некоторые независимые эксперты, в частности экс-министр финансов Алексей Кудрин. Перед Экономическим советом как раз поставлена задача создать новую модель развития российской экономики. Руководитель направления «Финансы и экономика» ИНСОР Никита Масленников описывает этот аппарат как совещательный орган, в котором происходит обмен мнениями между министрами, сотрудниками администрации президента, представителями экспертного сообщества и бизнес-объединений.

Валерий Миронов из НИУ ВШЭ считает, что в новой экономической модели надо искать такие механизмы экономического роста, которые позволили бы даже на фоне слабой динамики мировой экономики и грядущего обнуления счета текущих операций находить внутренние ресурсы и привлекать прямые иностранные инвестиции, которые создадут условия для роста. «Для этого надо стремиться перенаправить инвестиционные потоки в новые сектора, спрос на продукцию которых растет быстрее спроса на сырьевые товары. Кроме всего, необходима особая денежно-кредитная политика. Она не должна быть направлена только на валютный курс, как это было в предыдущее десятилетие, но также нежелательно, если она будет сосредоточена лишь на таргетировании потребительской инфляции, как это предлагает сейчас Центробанк. Надо помогать не потреблению, а производству и воздействовать на стабилизацию прежде всего цен производителей», — говорит Миронов.

В представлении Никиты Масленникова, в России должна быть создана система институтов и методов регулирования экономики, которая делала бы ставку в первую очередь на частный капитал и инвестиции как движущую силу экономического роста. По его словам, новая экономическая модель должна сосредоточиться на несырьевом экспорте и умерить государственные расходы. «Кроме того, необходима разгрузка бизнеса от административного бремени, сокращение числа всевозможных проверок. Также нужен более гибкий рынок труда, ориентированный на современные формы занятости, поощрение трудовой миграции. В идеале инфляция должна составлять 3%, а курс рубля должен стать плавающим», — добавляет эксперт.

Банковский сектор в этой новой модели должен играть одну из ведущих ролей, говорит Масленников. «Сегодня у нас доля банковской системы в инвестициях в основной капитал составляет чуть больше 10%. Этого недостаточно. Для новой модели общий объем инвестиций за счет кредитов должен быть не менее 18—20%. Кроме того, банки должны иметь возможность работать с «длинными» деньгами», — подчеркивает он.

По мнению Масленникова, Экономический совет при президенте такую систему создать не может, потому что она возникает в результате полной перезагрузки всей российской институционально-регулятивной среды. «А функция Экономического совета — это адвокат дьявола, который режет правду-матку и направляет дискуссию в стране на самые острые вопросы», — полагает эксперт. Такой же точки зрения придерживается и Игорь Николаев из ФБК. «Вряд ли из этого что-то выйдет. Сейчас для новой экономической модели есть мощные ограничения», — говорит он.

Юлия ТИТОВА, Banki.ru

Читать в Telegram
telegram icon

Обучение

Материалы по теме