Ближайшие два года окажутся непростыми для российских банков.
Рефинансирование кредитных организаций со стороны Банка России в ближайшие годы останется основным фактором роста денежного предложения, считают эксперты ИЭП им. Гайдара. «По итогам 2013 года кредиты Банка России оцениваются в 6% от совокупных активов банков, что составляет 4,2 трлн рублей, а к 2016 году их объем превысит 9 трлн рублей, или 10% активов банковского сектора», — говорится в обзоре ИЭП.
По словам ведущего эксперта Центра структурных исследований ИЭП им. Гайдара Михаила Хромова, растущая потребность банков в средствах регулятора будет вызвана снижением объемов депозитов и средств на банковских счетах. По прогнозам ИЭП им. Гайдара, по итогам 2013 года для физических лиц этот показатель составит 19% от величины денежных доходов домашних хозяйств, а в 2016 году − 14%. Темпы прироста банковских счетов корпоративных клиентов не превысят 13—14% в среднем за год. С учетом девальвации рубля, это довольно малые темпы, отмечает Хромов.
Сейчас основная часть рефинансирования банков со стороны Банка России представлена операциями РЕПО сроком на одну неделю, говорит Хромов. С осени 2013 года Банк России активизировал операции рефинансирования под залог нерыночных активов на сроки до одного года включительно, но их доля не превышает пока трети от общего объема задолженности банков перед регулятором, добавляет эксперт. «В результате основная часть рефинансирования остается краткосрочной, и устойчивость ресурсной базы банков зависит от постоянного возобновления кредитов. В перспективе увеличение операций рефинансирования под залог нерыночных активов увеличит нагрузку на регулятор по оценке рисков активов, принимаемых в обеспечение кредитов банкам», — считает Хромов.
По мнению директора по банковским рейтингам рейтингового агентства «Эксперт РА» Станислава Волкова, в 2014—2015 годах потребность банков в финансировании Банка России будет ощутимой, однако вряд ли такая же ситуация сохранится и в 2016-м. По словам Волкова, причина увеличения потребности в деньгах ЦБ будет вызвана тем, что регулятор прекратил значительные интервенции на валютном рынке. «Параллельно возрастет значение межбанковского рынка в формировании денежного предложения. Но сейчас мы наблюдаем в этой области кризис доверия, и Центробанку придется корректировать эту ситуацию», — считает Волков.
Как считает главный эксперт центра экономического прогнозирования Газпромбанка Максим Петроневич, именно переход Банка России к политике свободного курса будет одним из факторов, который снизит потребность сектора в заемных средствах регулятора. «Мы ожидаем, что на конец 2015 года объем средств Банка России и Минфина в активах кредитных организаций составит не более 7 триллионов рублей, против 4,8 триллиона на конец 2013 года», — говорит Петроневич.
По его словам, в течение 2012—2013 годов наблюдался достаточно быстрый рост объемов рефинансирования банковского сектора. Это было вызвано, с одной стороны, высокими темпами роста кредитования экономики, а с другой — особенностями валютной политики Банка России. Так, в результате валютных интервенций в 2013 году Центробанком было изъято 0,9 трлн рублей.
Кроме того, на снижение потребности банковской системы в дополнительных ресурсах повлияет и выравнивание темпов роста депозитов и кредитов, добавляет Максим Петроневич.
Что касается кредитования корпоративного сектора, то к 2016 году процентные выплаты корпораций по банковским кредитам окажутся меньше прироста кредитной задолженности. «В 2014—2016 годах темпы роста кредитной задолженности корпоративных заемщиков перед банками оцениваются на уровне 11—12% в год. Одновременно ожидается, что процентные ставки не вырастут в реальном выражении», — говорится в обзоре ИЭП.
Задолженность населения перед банками будет расти. «В 2013 году, по предварительным оценкам, банки выдали кредитов населению в размере 28% от потребительских расходов, а в 2016-м этот показатель составит 30%», — прогнозируют эксперты ИЭП им. Гайдара.
2014—2016 годы не будут легкими для банков, говорит Станислав Волков из «Эксперт РА». «Зарабатывать на розничном кредитовании в прежних объемах будет сложно, на корпоративном — также не будет возможности, а какие-то принципиально новые легальные источники дохода пока никто не изобрел. Что касается нелегальных, а именно сомнительных операций, то, благодаря действиям ЦБ, они, скорее всего, частично перетекут в госбанки. Там их будет сложно вычислить
Юлия ТИТОВА, Banki.ru
Комментарии
А теперь с трёх раз догадаемся, какие операции фондируются ЦБ-шными деньгами и какую пользу от этого фондирования получила реальна экономика.
И на кой, спрашивается ... весь этот банкет?
От притока свежих денег всегда получает пользу не обобщенная "экономика", а конкретные экономические агенты. Подматрацному сберегателю, к примеру, и вовсе может быть выгоднее, чтобы вся эта денежная масса разом схлопнулась.
Еще один урок на тему того, что расширение денежного предложения не увеличивает предложение товаров и услуг, а лишь дает нерыночное преимущество определенным участникам денежных отношений. Только вряд ли урок будет усвоен. Надо же подпитывать растущий ВВП, верно?
P.S. А все-таки, лучшее лекарство от ДДД - это "пожить на одну зарплату", т.е. на рентный доход. Например, на пенсии. Сразу мозги на место встанут относительно пользы низких реальных процентных ставок "для экономики".
Каким образом ее расширение высокими темпами может быть полезно для экономики?
И правильно, что ЦБ занялся расчисткой рынка. Если банки не умеют работать при недостатке средств, то зачем они вообще нужны?
Это точно! Сложно будет вычислить, а если закрыть топам глаза рублями, то можно будет и не заметить))) и никому ничего не будет 100%. тупик друзья.
Вот и выяснилась конечная цель всей этой пертурбации: консолидировать криминальные банковские операции и не где-нибудь, а в госбанках, а потом их 'крышевать' в условиях заткнутых монополизированных государством СМИ и судов.