Выезжают на автокредитах

Дата публикации: 07.02.2014 00:00
10 299
Время прочтения: 4 минуты

Несмотря на дальнейшее падение объема продаж автомобилей в России, рынок автокредитов продолжит расти уверенными темпами. Причина — желание банков уйти от необеспеченного кредитования. Такой прогноз дает Национальное бюро кредитных историй (НБКИ).

По прогнозам НБКИ, доля автомобилей, выданных в кредит, составит в этом году 60% от общего объема продаж. Это на 15% больше, чем в прошлом году, когда этот показатель составил 45,7%. Всего в 2013 году было выдано более 1 млн автокредитов. В 2012 году количество автокредитов превысило 820 тыс., и с их помощью было куплено 33,6% всех автомобилей в стране.

По словам директора по маркетингу НБКИ Алексея Волкова, причины роста доли автокредитов — в охлаждении рынка беззалогового кредитования и изменении рисковой политики банков. Сейчас, по его словам, намечается, хотя и пока слабая, тенденция к переориентации банков от необеспеченного кредитования в сторону залогового. В результате в 2014 году переток активности в сферу обеспеченного кредитования будет продолжаться.

Статистика показывает, что автокредитование растет медленнее, чем остальные сегменты розницы, однако это отставание с каждым годом сокращается. Так, в 2012 году темпы роста розничного кредитования за год составляли 55%, тогда как автокредиты выросли 35%, а в 2013-м эти показатели составили 37% и 25% соответственно. «Залоговое кредитование, в первую очередь автокредиты и ипотека, по темпам роста всегда существенно отставали от беззалоговых кредитов — кредитных карт, POS-кредитов, кредитов наличными. Понятны причины — необеспеченные виды кредита более высокомаржинальны для банков, и банки всегда акцентировали свое внимание именно на этих секторах», — отметил Волков. По его словам, в 2013 году эта тенденция сохранялась.

Что касается самого состояния авторынка, то в 2012 году на нем наблюдался пик восстановления после кризиса, говорит исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. Однако в прошлом году началось обратное движение. «В 2013 году уже было зафиксировано падение продаж автомобилей на 5,5%, произошла переструктуризация рынка по сегментам. В 2014 году мы прогнозируем продолжение падения рынка до 3—5% по отношению к предыдущему году», — говорит Удалов.

В 2013 году рынок поддерживался программой льготного автокредитования, иначе падение было бы еще более значительным. По прогнозам «Автостата», доля проданных в кредит автомобилей в 2014 году составит 40—50% от общей суммы продаж, то есть по сравнению с прошлым годом существенно не изменится. Напомним, что НБКИ дает куда более существенный рост доли автокредитов в покупках автомобилей — до 60%.

Стимулом для роста автокредитования в 2014 году может стать программа государственного субсидирования, которая распространяется на автомобили стоимостью не более 750 тыс. рублей, заявили порталу Банки.ру в пресс-службе портала «Уралсиб».

По мнению эксперта UFS Investment Company Алексея Печникова, даже если в 2014 году программы льготного автокредитования не возобновятся, то темпы роста сильно не снизятся, поскольку банки сейчас активизировались в кредитовании покупок на вторичном рынке автомобилей.

По словам заместителя председателя правления Райффайзенбанка Андрея Степаненко, автокредитование действительно способствует росту автомобильного рынка в целом. «Причина здесь довольно проста: интерес к автокредитам со стороны населения по-прежнему высок, поэтому банки предлагают разнообразные программы по автокредитованию, направленные на самые различные категории заемщиков», — говорит банкир.

Многие кредитные организации в части автокредитования предлагают дополнительные сервисы, сокращают сроки принятия решения и увеличивают сроки погашения кредитов, отмечает Степаненко. «Желание развивать автокредитование вызвано меньшей рискованностью по сравнению с необеспеченными кредитами, так как приобретаемый в кредит автомобиль находится в залоге у банка», — отмечает Степаненко.

Развитие автокредитования — позитивная тенденция, но не следует забывать о специфических рисках этого сектора. «Кредиторам рекомендуется не менее тщательно, чем в необеспеченном кредитовании, остерегаться мошенничества, контролировать финансовое поведение заемщиков и обязательно регистрировать залоговый автомобиль в базе. Сектору автокредитования нужны системные изменения для повышения стабильности и развития», — говорит Алексей Волков из НБКИ.

«Действительно, один из главных рисков — это перепродажи автомобиля. Этот риск возможно минимизировать на стадии анализа потенциального заемщика, то есть при рассмотрении кредитной заявки и принятии банком решения о выдаче автокредита», — отмечает Степаненко.

По мнению старшего вице-президента ВТБ 24 Алексея Токарева, основные риски автозаймов — спад продаж автомобилей, сопровождающийся ростом их стоимости. Также угрозой может быть «затоваривание дилерских складов, сокращение прибыли у автодилеров». Что касается непосредственно самого процесса автокредитования, то тут проблемой может стать рост операционных затрат.

Мошенничество в сегменте автокредитования пока не носит массового характера, говорит Алексей Печников из UFS IC. «Основным видом является реализация кредитного автомобиля добросовестному приобретателю и прекращение выплат по кредиту», — поясняет он. К иным видам мошенничества относятся подделка документов, завышение стоимости автомобилей, говорит Токарев из ВТБ 24.

Юлия ТИТОВА, Анна БРЫТКОВА, Banki.ru

Читать в Telegram
telegram icon

Комментарии

0
Скрыть
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

NMichel
07.02.2014 08:05
«Кредиторам рекомендуется не менее тщательно, чем в необеспеченном кредитовании, остерегаться мошенничества, контролировать финансовое поведение заемщиков и обязательно регистрировать залоговый автомобиль в базе. Сектору автокредитования нужны системные изменения для повышения стабильности и развития», — говорит Алексей Волков из НБКИ.

Вона что! ЛибО доходы НБКИ упали оттого, что банчки перестали запрашивать информацию о заложенных автомобилях? Так может она не слишком актуальна? Или дороговато ломите?
Алексей Волков из НБКИ, поверьте, что сектор автокредитования, буде на то желание и возможности, уж как-нибудь реализует имеющийся потенциал повышения стабильности и развития. А не озаботиться ли Вам, совместно с остальным славным коллективом НБКИ, решением задачи исполнения федерального закона?
Когда-нибудь НБКИ предоставит субъектам кредитных историй реальную возможность ежегодно бесплатно получать собственную кредитную историю?
8

Sir Dron
07.02.2014 10:58
Несмотря на дальнейшее падение объема продаж автомобилей в России, рынок автокредитов продолжит расти уверенными темпами. Причина — желание банков уйти от необеспеченного кредитования.


а может причина в другом: у населения реальные доходы не растут (в большинстве случаев падают), а реальная инфляция много больше официально озвученной. В таких условиях (снижения реальных доходов и нехватки собственных средств) потенциальный покупатель либо откажется от покупки авто (вот вам снижение продаж), либо возьмет кредит (вот вам рост автокредитования).
2

lwra
07.02.2014 11:09

Несмотря на дальнейшее падение объема продаж автомобилей в России, рынок автокредитов продолжит расти уверенными темпами. <b>Причина</b> — желание банков уйти от необеспеченного кредитования.


а может причина в другом: у населения реальные доходы не растут (в большинстве случаев падают), а реальная инфляция много больше официально озвученной. В таких условиях (снижения реальных доходов и нехватки собственных средств) потенциальный покупатель либо откажется от покупки авто (вот вам снижение продаж), либо возьмет кредит (вот вам рост автокредитования).

Андрей Курбатов


Без господдержки рынок автокредитов моментально накроется медным тазом. У населения средств нет, да и у гос-ва кот наплакал. И сейчас авто берут в кредит, чтобы поездить нахаляву.
Банки проблемные кредиты потом сплавляют коллекторам, а сами лопаются, если нет поддержки гос-ва. Вот и весь рынок!
Как залог, автомобиль вообще-то имеет нулевую ценность. Кому нужно б/ушное барахло.
0

Sir Dron
07.02.2014 11:17


И сейчас авто берут в кредит, чтобы поездить нахаляву.

Виктор Леонов


какая-то странная мысль, не находите? Если человек берет кредит, то это, как правило, уже не на халяву - он проценты платит и основной долг отдает. Ездить "нахаляву" - это служебный авто в личных целях
0

d*******@mail.ru
07.02.2014 12:29
Долгое время думал, что автокредит - это "автоматический кредит", то есть что-то положительное.
А оказалось, что это кредит на машину, которая сразу теряет 1/3 стоимости, а платить нужно за это по полной еще и с процентами...
Какой я был наивный когда-то. Эх.
3

Обучение

Материалы по теме