Банк «Петрокоммерц» намерен развивать розничный бизнес

Дата публикации: 20.08.2008 09:23
3 186
Время прочтения: 3 минуты

Банк «Петрокоммерц», исторически обслуживающий интересы корпоративных клиентов, меняет стратегию бизнеса и запускает массовые розничные программы. После срыва сделки по продаже «Петрокоммерца» казахской финансовой группе Seimar Alliance, банк вынужден корректировать стратегию бизнеса, чтобы выглядеть более привлекательно в глазах потенциальных стратегических инвесторов.

О том, что банк «Петрокоммерц» намерен продавать розничные кредитные продукты широкому кругу потенциальных заемщиков, рассказал вице-президент банка и куратор розничного направления Олег Гришин. В начале сентября стартует масштабная рекламная кампания, которую эксперты рекламного рынка оценивают в сумму порядка $10 млн. Кредиты на покупку жилья на вторичном и первичном рынке будут предлагаться по ставкам от 12% годовых в рублях и от 11,5% годовых в валюте. Планируется, что в этом же году будет запущено потребительское кредитование.

Банк «Петрокоммерц» основан в 1992 году. По данным на 1 апреля 2008 года, занимал 22-е место по размеру собственного капитала (19,6 млрд руб.) и 18-е место по сумме чистых активов (175,0 млрд руб.). Основной акционер банка — ИФД «Капиталъ», чьими конечными бенефициарами являются президент ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов и его заместитель Леонид Федун, консолидировал 87,94% банковских акций на балансе кипрской Reserve Invest. В июле 2008 года господин Федун, являющийся председателем совета директоров «Петрокоммерца», вышел из прямого владения акциями банка (1,31%). Бенефициаром еще 7,27% акций «Петрокоммерца» является его президент Владимир Никитенко. Владельцы оставшихся 3,48% акций не разглашаются.

До сих пор «Петрокоммерц» предоставлял услуги по кредитованию лишь сотрудникам его корпоративных клиентов, среди которых не только ЛУКОЙЛ и его дочерние предприятия, но и «дочки» РАО ЕЭС, «Газпрома», «Базового элемента» и другие крупные промышленные компании.

Тем не менее, стратегия развития «Петрокоммерца» до 2012 года, которую руководство банка «реанимировало» после неудавшейся сделки с казахским финансовым холдингом Seimar Alliance, подразумевает диверсификацию и наращивание розничного портфеля. «Сейчас кредиты, выданные физическим лицам, составляют около 10% от общего кредитного портфеля банка. Согласно новой стратегии развития, в ближайшие три года доля розницы должна достичь 15—20%»,— сообщил Олег Гришин.

Участники рынка связывают выход «Петрокоммерца» на розничный рынок с повторной попыткой акционеров банка продать часть бизнеса стратегическому инвестору. «После того как год назад сорвалась сделка с казахским банком, акционеры «Петрокоммерца» не оставляют надежды продать банковский актив»,— пояснил источник, близкий к руководству ИФД «Капиталъ». Однако если Seimar Alliance готов был купить банк, обслуживающий структуры ЛУКОЙЛа, продать другому потенциальному стратегу кэптивный банковский бизнес будет сложно, предполагает старший аналитик Альфа-банка Наталья Орлова. «Работа с сотрудниками корпоративных клиентов — это по сути тот же «карманный» бизнес,— рассуждает член правления Райффайзенбанка Роман Воробьев.— Поэтому банк и запускает полноценную «уличную» розницу». При этом «Петрокоммерц», по мнению аналитиков, может рассчитывать на использование корпоративных средств для розничного кредитования. «Это те деньги, которые в отсутствие дешевых зарубежных займов можно направить на кредиты физическим лицам»,— предполагает госпожа Орлова.

По словам старшего аналитика финансовой корпорации «Уралсиб» Леонида Слипченко, банк с диверсифицированным кредитным портфелем стоит дороже. «В сделке с Seimar Alliance банк оценивался в три собственных капитала,— напоминает аналитик.— Если предположить, что конъюнктура остается благоприятной, то с развитой розницей «Петрокоммерц» продавался бы с коэффициентом не менее 4». Однако развитие розничных продуктов чревато ухудшением качества кредитного портфеля из-за риска роста просроченных платежей, предупреждает Наталья Орлова.

Юлия ЧАЙКИНА

Читать в Telegram
telegram icon

Обучение

Материалы по теме