В Москве стартовал очередной Московский международный кинофестиваль. «В кинозалах и ТВ-мастерских рождаются новые идеи и замыслы, обсуждаются новые тенденции развития кино», — говорится в приветствии фестивалю президента России Владимира Путина. Банки.ру решил выяснить, какой вклад в кинематограф вносят российские банки.
Киноиндустрия — не самый стабильный рынок в России. Если рассматривать темпы роста кассовых сборов отечественных фильмов, в 2012 году они составили 3% при объеме рынка в 6,1 млрд рублей, в 2013-м – уже 36% при объеме рынка в 8,2 млрд рублей, приводит цифры исполнительный директор независимого исследовательского проекта Movie Research Алексей Лужин. Во многом на росте этого показателя сказалось влияние успеха в широком прокате фильмов «Сталинград» и «Легенда №17». «В 2014 года мы ожидаем, что объемы рынка останутся такими же, как и в 2013-м, или будет чуть меньше, поскольку таких знаковых фильмов, как в прошлом году, пока не ожидается. Однако стоит отметить, что на рынке отечественного кино нет ярко выраженной динамики и он все время колеблется в районе 4,5—8,5 миллиарда рублей», — говорит Лужин.
Что касается убыточных проектов, надо понимать, что с учетом специфики рынка ни один продюсер открыто не говорит об убытке. Но подсчитать их довольно сложно, так как провал в прокате не всегда означает финансовые убытки. Нужно также учитывать, что фильм, помимо доходов от кассовых сборов, может иметь доходы от проката на ТВ и спонсорские средства, добавляет продюсер. «Хотя у нас, конечно же, существуют продюсеры, которые закладывают дома, машины и иногда из-за этого остаются ни с чем. Основной причиной убытков является неадекватная оценка потенциала своего фильма и малый бюджет, выделяемый продюсерами на продвижение ленты», — рассказывает эксперт.
При таком раскладе банки, которые финансируют кинопроизводство в России, можно пересчитать по пальцам. На постоянной основе некоторых представителей индустрии кредитуют ВТБ, «БФГ-Кредит», Банк БКФ и Международный Банк Развития. Как показывает практика, получить кредит на кинопроизводство человеку «с улицы» практически невозможно. Банки не готовы нести риски этой, по сути, венчурной отрасли без каких-либо гарантий и обеспечения. По информации Федерального фонда социальной и экономической поддержки отечественного кино, Банк БКФ выдавал кредит Продюсерскому центру Сергея Жигунова на производство фильма «Три мушкетера», «БФГ-Кредит» — студии «ТРИТЭ» Никиты Михалкова на фильм «Душа шпиона», Международный Банк Развития — компании «Реал-Дакота» на фильм «Невидимки».
Как рассказали в Международном Банке Развития, «Реал-Дакота» является партнером банка довольно давно. Последний кредит, который банк выдал компании на производство нового фильма «Параллельные миры», составляет 30 млн рублей под 14% годовых сроком на один год. Как сказали в банке, в качестве залога компания предоставила авторские права на фильм, который только готовится к прокату. «В целом же мы не ставим перед собой задачи по выходу на рынок кредитования кинопроизводства, и данный клиент для нас – единичный случай», — говорят в банке.
Что касается Банка БКФ, являющегося официальным партнером Фонда кино, он работает с киноиндустрией уже не первый год и осуществляет кредитование и докредитование киноотраслевых проектов на всех стадиях производства, включая прокат. «Банк работает с большинством ведущих мейджоров, продюсерских центров и прокатчиков, а также с большим количеством представителей авторского кино», — говорит начальник управления развития бизнеса банка Виталий Лавров.
Процентные ставки по кредитам представителям кино- и видеобизнеса в Банке БКФ принципиально не отличаются от условий кредитования других отраслей и находятся в диапазоне от 14% до 20% годовых в рублях. «Особенностью нашей ценовой и клиентской политики является существенно менее формальный подход к требованиям для заемщика по показателям финансово-хозяйственной деятельности и наличию залогов. Кроме стандартного анализа финансового положения, оценивается достаточно много специфических параметров, в числе которых профессиональная репутация компании-заемщика, результаты ее прошлых проектов, текущая ситуация с востребованностью среди зрителей проектов, под которые компания планирует получить финансирование, наличие намерений или уже подписанных контрактов с телеканалами и другими заказчиками кино- и видеопродукции», — рассказывает Лавров. В итоге уровень просрочки достаточно стабилен и не превышает 4%. Клиенты приходят в Банке БКФ по рекомендациям клиентов, с которыми у банка сложились долгосрочные и взаимовыгодные отношения, говорит Лавров.
Однако, как утверждает генеральный директор студии Yellow, Black and White Денис Жалинский, в России достаточно сложно получить банковское финансирование для съемок фильма, поскольку банки зачастую требуют твердых залогов и лишь немногие готовы в качестве залога рассматривать нематериальные активы. «Кроме того, высокая процентная ставка в 16—18% годовых также не является привлекательным фактором. На данный момент мы финансируем свои фильмы за счет собственных оборотных средств и государственной поддержки. Так, фильм «Кухня в Париже» поддержал с помощью возвратных средств Фонд кино», — говорит продюсер.
«Кинобизнес — минное поле для банков, особенно в России. Создание успешной технологии кредитования киноиндустрии – тяжелый процесс, в силу повышенных рисков ожидать ажиотажа от банков на этом направлении не приходится», — говорит начальник аналитического управления Банка Корпоративного Финансирования Максим Осадчий.
По словам главного аналитика UFS IC Ильи Балакирева, пока, к сожалению, финансирование киноиндустрии больше напоминает меценатство и зависит от личного желания отдельных лиц. «Пока не будет качественного перерождения самой отрасли, пока рынок не станет более понятным и менее рискованным и просто пока не наберется несколько студий с хорошим портфолио готовых франшиз за плечами — число российских банков, выдающих займы кино, не увеличится», — уверен Балакирев.
Юлия ТИТОВА, Banki.ru