Россиянам при выборе банка прежде всего важны надежность кредитной организации, ее известность на рынке и прозрачные условия по продуктам. А вот на интернет-сайт, вежливость сотрудников и рекламу потребители финансовых услуг обращают куда меньшее внимание.
Исследовательская компания Synovate Comcon провела опрос клиентов
банков среди населения России в возрасте от 16 до 75 лет, используя в качестве респондентов группы от молодых семей до пенсионеров.
Выяснилось, что самые важные факторы при выборе банка для людей – известность банка (48%), его хорошая репутация (46%), прозрачные и
понятные условия по продуктам и услугам (30%), поддержка государства (27%). А вот внешние факторы привлекательности, над которыми так
активно работают банки, оказывается, не столь важны. Так, удобный интернет-сайт
важен при выборе банке всего 6% респондентов, удобный сервис по телефону и легкость дозвона в банк – 7%. Широкая рекламная деятельность влияет на выбор у 6% респондентов, вежливые доброжелательные
сотрудники делают благосклонными 14%.
Как говорят банкиры, отношение к факторам привлекательности
банка во многом зависит от того, каким продуктом собирается воспользоваться
клиент – депозитом или кредитом. Так, если
речь идет о получении кредита, репутация и уровень сервиса отходят на второй
план. Гораздо важнее для клиента иметь гарантию, что он получит кредит на
приемлемых условиях, отмечает директор департамента маркетинга и стратегии МТC-Банка Станислав Бетин. «А вот при размещении
средств, наоборот, репутационная составляющая банка более важна. Но с учетом
того, что все вклады застрахованы в системе АСВ, клиенты все равно готовы
рисковать ради высокой процентной ставки. В этом случае даже банки с
госучастием не всегда выигрывают у коммерческих банков», – говорит банкир.
Факторы, попавшие по результатам опроса в группу наиболее значимых, по мнению заместителя председателя правления «Ренессанс Кредит» Олега Скворцова, скорее, можно отнести к эмоциональным. «Если банк известный, имеет хорошую репутацию на рынке, предлагает простые и понятные продукты, это автоматически вызывает у клиента положительную реакцию и оказывает существенное влияние на его решение при выборе финансового института. Потребителям важны эти эмоции».
Что касается рекламы, то, по мнению управляющего по
исследованиям и анализу долговых рынков Промсвязьбанка Елены Федотковой, на этапе
привлечения этот фактор играет едва ли не ключевую роль. А уже потом вступают в
силу прозрачные условия по продуктам и сервис, когда потенциальный клиент непосредственно начинает контактировать с кредитной организацией. Тем не менее и роль рекламы преуменьшать не стоит. «Если бы не массированные рекламные
кампании, не лились бы потоком деньги вкладчиков в банки «районного масштаба» и с
весьма сомнительной репутацией», – отмечает начальник управления корпоративного
маркетинга СБ Банка Ольга Перлина.
Все же такие факторы, как сервис и интернет-банкинг, играют одну
из основных ролей при выборе кредитной организации, уверен директор по маркетингу Банка24.ру Денис Охримович. «Если
в отделении людей встречают сотрудники с
хамским поведением, многие клиенты просто перестанут пользоваться таким банком. Все-таки
клиентоориентированность является одним из важных факторов. Также в последнее
время как физические, так и юридические лица обращают внимание на возможность
дистанционной работы банка, так как многие не хотят терять время в очереди», – отмечает Охримович. По мнению Ольги Перлиной, такие «сервисные» факторы, как
«удобный сайт», «колл-центр» или «приветливые сотрудники», важны. Однако они, скорее, влияют не на выбор банка, а помогают в удержании
действующих клиентов.
«Есть отличная фраза про розничный бизнес: «Retail is detail», – говорит директор департамента маркетинга Бинбанка Михаил Семиков. – Она означает, что даже самые небольшие нюансы и особенности влияют на выбор клиентов, на общее ощущение. Для банковского сектора, где продукт нематериален, а количество контактов с клиентом не столь высоко, каждый фактор имеет значение».
Однако заместитель председателя правления Банка Расчетов и
Сбережений Сергей Шамин убежден, что люди сейчас перестали реагировать на
всевозможные дополнительные интернет-сервисы, акции, бонусы по картам.
«Не совсем понимаем, почему «поддержка государства» является
одним из наиболее важных факторов при выборе кредитной организации», – говорит
Ольга Перлина из СБ Банка. В таком случае, считает она, доля Сбербанка на
рынке вкладов физлиц была бы близкой к 100%. «К тому же важно понять, что вкладывается в
понятие господдержки. Да, на поверхности ответ про госбанки. Но
не стоит забывать и про систему страхования вкладов, куда входит гораздо более
широкий круг банков, – это ли не поддержка государства?» – уточняет Перлина.
Как отмечает начальник управления маркетинговых
коммуникаций ВТБ 24 Александр Рукавишников, клиент в их кредитной организации получает «спокойствие и
уверенность вследствие сотрудничества с одним из надежных банков в стране».
Если говорить о банках с госучастием, то в IV квартале
прошлого года мы видели, как на фоне отзыва лицензии у Мастер-Банка население
стало перестраховываться и нести средства большей частью именно в эти кредитные
организации. В результате, если за два последних месяца 2013 года приток
депозитов физлиц в целом по системе составил 5,6%, то у Сбербанка он был на уровне
11,24%, у ВТБ 24 – 11,43%, приводит данные статистики Елена Федоткова из Промсвязьбанка. «Таким
образом, доверие населения к этим банкам очевидно. При этом в текущем году были
выделены системно значимые банки, и получение такого статуса, на мой взгляд,
может положительно сказаться на доверии клиентов, в том числе населения», – отмечает Федоткова.
Юлия ТИТОВА, Banki.ru
Комментарии
Не хватает, правда, в причинах выбора банка удобства внесения денежных средств. Если банкоматы рассчитаны только на выдачу банкнот, а отделений в городе всего одно-два, то ожидать, что кто-то, кроме зарплатных клиентов, принесёт деньги даже под высокий процент по вкладам особо не стоит. Потенциальный клиент может рассчитать, что проезд или межбанковский перевод уничтожат всю прибыль. Нельзя же рассчитывать только на очень состоятельных клиентов, которые будут готовы ежемесячно приходить в отделения и выстаивать очередь, чтобы отдать свои кровные.
Например, потенциальный клиент предполагает вкладывать 3000 руб. в месяц. Проезд без пересадок туда и обратно до отделения пусть стоит 24 руб. При ставке 10% годовых, прибыль в месяц с учётом проезда составит всего 1 руб. вместо потенциальных 25 руб. При меньшей ставке ещё меньше. Межбанковским переводом клиент вообще не получит прибыли, потому что за перевод заплатит 30 руб. и будет в минусе на 5 руб. При такой математике Сбербанк с широкой сетью банкоматов и терминалов с cash-in выглядит куда привлекательнее многих банков с более высокими процентными ставками и совершенно бесплатным интернет-банкингом.
Полностью согласен, что что, но широкая сеть Сбера самый огромнейший его плюс, который не отнять. И сбер-онлайн тоже у него не совсем плохой, а достаточно удобный. Открыть вклад и пополнять на 3000 в месяц нет никаких проблем (хотя процент совсем мизерный) и ехать никуда не надо, деньги на карту, в большинстве случаев можно внести по пути домой. Аналогично можно погашать кредит, что тоже весьма удобно. Но есть и определенные риски связанные со сбоем оборудования.
P.S. Это не реклама сбера, хоть я и его клиент, но не особо этому радуюсь.
Да ладно! У меня почти все карты с бонусами
Другое дело что ради какой-нибудь ручки или календарика в отделение и заходить-то смысла нет