Власти определились с приоритетами антикризисной политики. Как заявил первый вице-премьер Игорь Шувалов, в первую очередь государственная поддержка будет ориентирована на банковский сектор, строительство и торговлю.
Без банков, хотя явно не всех, встанет реальный сектор экономики. Поддержка строительства — не поддержка строителей с их привычкой к заоблачным ценам. Наоборот, это холодный душ — строители получат госденьги при согласии на снижение цен. Наконец, торговым сетям государство поможет, чтобы сложности в российской экономике не почувствовал рядовой потребитель. По крайней мере своим желудком. Потому что если это произойдет, возможна паника, а она в сложные времена персона нон грата. Недаром во власти говорят о кризисе мировой, а не российской экономики.
С разъяснениями антикризисной программы первый вице-премьер Игорь Шувалов выступил после заседания правительства.
Полки целы, волки сыты
Спасать торговые сети будут госбанки. На их счетах аккумулирована большая часть средств, которые правительство потратит на борьбу с кризисом ликвидности в российской экономике. По словам Шувалова, первые кредиты ритейлеры получили уже вчера. Среди счастливчиков «Седьмой Континент» и «Магнит». «По остальным заявкам кредитные комитеты банков в ближайшее время примут решение», — заявил Шувалов.
В правительстве надеются, что ритейлеры потратят выделенные деньги с умом. Во-первых, сократится цепь посредников. Во-вторых, цены на продукты если и повысятся, то не по-альпинистски. «Конечно, есть и проблемные компании, которых и кредит может не спасти. По таким компаниям будем разбираться отдельно», — заявил Шувалов. Главное, по его словам, — потребителю беспокоится не о чем. Мировой финансовый кризис до полок отечественных магазинов не доберется.
Бюджетный кирпич
Строительным компаниям государство поможет не только кредитами. Правительство выкупит недострой, если граждане начнут массово разрывать договоры купли-продажи или долевого строительства. «Таким образом, мы заместим спрос со стороны частного сектора спросом со стороны государства», — пояснил Шувалов.
Вопрос, как всегда, в цене. В правительстве не готовы переплачивать за квадратные метры. «Выкуп жилья будет осуществляться по сегодняшним или завтрашним рыночным ценам, но не вчерашним и не позавчерашним», — указал премьер Владимир Путин. Еще откровеннее был Игорь Шувалов, заявив, что строительные компании должны снизить расценки на жилье, если рассчитывают на помощь правительства. Впрочем, резко дешеветь квадратный метр не намерен. В условиях всеобщей паники правительство дорожит стабильностью. Хотя за нее приходится платить.
На выкуп недостороя правительство потратит 100 млрд рублей. «Первые деньги дойдут до строительного рынка в ноябре», — пообещал Шувалов.
Измена агента
Банковский сектор государство спасает с весны, когда Минфин начал размещение временно свободных средств бюджета на банковских депозитах. С апреля по октябрь банки заняли у государства 850 млрд бюджетных рублей. На прошлой недели Минфин уступил инициативу Центробанку, который начал выдавать банкам беззалоговые кредиты. Как доложил на заседании правительства глава Центробанка Сергей Игнатьев, за неделю банки заняли у регулятора порядка 600 млрд рублей.
Этим помощь банковскому сектору, как известно, не ограничивается. Правительство выдало кредиты крупнейшим госбанкам, среди которых Сбербанк, Россельхозбанк, ВТБ. За субординированным кредитом в госкорпорацию «Внешэкономбанк» могут обратиться более мелкие банки, в которых у государства нет доли.
Проблема в том, что меры, предпринимаемые правительством, банковскому сектору пока не помогли. Госбанки только начали получать госденьги, а собственными резервами по понятным причинам не делятся, не исполняя, таким образом, возложенную на них функцию правительственного агента. Как результат, стоит рынок межбанковского кредитования. Без него деньги не доходят до реального сектора экономики. В сухом остатке — предприятия сворачивают инвестиционные программы, увольняют сотрудников, урезают зарплаты.
Проблемы на межбанковском рынке признают и в Белом доме. По словам Шувалова, правительство будет проталкивать ликвидность на рынок в ручном режиме. Сейчас, как считает первый вице-премьер, банки, опасаясь девальвации, не кредитуют друг друга, не говоря о предприятиях. В правительстве слухи о девальвации рубля пресекают на корню. В том числе угрожая ослушникам, посмевшим переводить рубли в доллары, административными санкциями. «Резкого снижения курса не будет. Мы не допустим этого, иначе потеряют смысл все наши антикризисные меры», — заявил Шувалов.
Чтобы окончательно успокоить финансовый и реальный сектор, в правительстве обещают, что большая часть их кредитных потребностей будет покрыта за счет внутренних ресурсов. Как правительство собирается этого добиться, пока неизвестно.
Кризис как способ заработать
Спасая экономику госденьгами, в правительстве отрицают расширение госсектора в экономике. «У нас нет установки прибрать как можно больше к рукам и увеличить госсектор. У нас есть установка минимизировать последствия кризиса», — уточнил Шувалов.
При этом кризис позволит правительству неплохо заработать. Дело в том, что бюджетные деньги и золотовалютные ресурсы доходят до банковской системы в виде кредитов. Но эти кредиты придется возвращать. «Мы должны получить доход, и мы про это помним», — заявил Шувалов.
Максим ТОВКАЙЛО